Методическое сопровождение профессионального становления педагога

Тарасова Галина Викторовна, методист по учебным дисциплинам ИМО УО г.Казани, к.п.н.


«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»
(К.Д. Ушинский)

Что же такое профессиональное становление педагога? Что требуется для эффективного продвижения по профессиональной лестнице? Что является результатом профессионального становления педагога?

Актуализируют проблему профессионального становления учителя с одной стороны профстандарт, где отражаются требования к учителю, обязывающему знать свой предмет на высоком уровне, владеющему методическими техниками и приемами для того, чтобы донести содержание своего предмета до каждого ученика. За основу взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. С другой стороны, учащиеся и их родители, обеспокоенные подготовкой детей к сдаче ЕГЭ и ОГЭ, предъявляют требования к личности учителя, содержанию его профессиональной педагогической деятельности, способной эффективно работать в сложившихся социально-педагогических условиях, способного дать школьникам высокого качество обучения.

В последние десятилетия выросла явная потребность в думающей, ищущей и творческой личности учителя, способной обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения, применения достижений науки и педагогического опыта.

В связи с этим изменяются функции методического сопровождения учителя, модернизируются подходы и к организации методической работы на всех уровнях, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.

Понимание важности профессионального становления педагога в городе способствовало определению цели – повышение качества образования через формирование и развитие профессиональной культуры педагогического сообщества, выбора единой управленческой темы методистов научно-методического сектора «Формирование профессиональной культуры педагога» и единый технологический подход в её реализации.

Но стать профессионалом своего дела не просто. Порой на это уходят годы. Известно, что мастерство приходит с опытом и лишь единицы «рождаются» учителями.

В ходе реализации новых образовательных стандартов меняется характер педагогической деятельности. Закладываемые основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать у школьников навыки самостоятельного труда; способствовать развитию, саморазвитию и самореализации обучающихся.

Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому, творческому поиску, инновационному мышлению.

К основным составляющим готовности учителя можно отнести: теоретический аспект (глубокие знания предмета), практический (умение реализовать полученные знания) психологический.

И здесь ему на помощь приходит методическая служба школы, района, города.

Остановимся на таком направлении деятельности методиста как «Информационно-аналитическое» - важнейшем инструменте в определении и реализации поставленных задач.

Деятельность методиста была направлена на выявление результативности итоговой аттестации учащихся по курируемым образовательным предметам, овладение педагогами современными педагогическими техниками и обучающими структурами, сформированности педагогических компетенций участников конкурса «Учитель года», профессиональных затруднений педагогов, работы виртуальных сообществ учителей-предметников и другие.

Проведенные мониторинги результативности промежуточной и итоговой аттестации учащихся по курируемым предметам, овладения педагогами современными педагогическими техниками и обучающими структурами, профессиональными потребностями и достижениями педагогов в период перехода на ФГОС ООО; уровня сформированности профессиональной компетентности учителей, участников конкурса «Учитель года», профессиональных затруднений педагогов; диагностики личностной готовности к творческой профессиональной деятельности (по А.Кочетовой), состояния нормативно-правовой базы по учебным дисциплинам; анализ участия педагогов и руководителей в профессиональных конкурсах, грантах, ПНПО и другие позволили выявить западающие зоны, наметить пути их реализации.

При этом использовались такие формы работы как мониторинг, экспертиза, анализ, аудит, опрос (письменный и устный), собеседования, информационное сопровождение, ведение банков данных, а также консультирование, анализ педагогических материалов,; выступления, презентации опыта работы педагогов на городских семинарах, заседаниях городских методических объединений учителей-предметников и другие.

Сравнивая результаты мониторинга с 2014-2015 учебным годом, сегодня мы отмечаем, что, как и прежде, учителя испытывают затруднения при разработке рабочих программ, создании портфолио учащегося как инструмента оценивания, компьютерном методическом обеспечении, разработке лаборатории учителя и др.

В ходе анализа сформированности профессиональной компетентности выявлены такие проблемы, как оценивание метапредметных, личностных, порой и предметных результатов; применение технологий на развитие ключевых компетенций. Молодые учителя испытывают также затруднения при диагностике обученности учащихся, работы по выявлению и сопровождению одарённых школьников, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, слабоуспевающими школьниками и др.

Проблемно-ориентированные результаты анализа деятельности педагогов позволяют изменить подходы в организации методической работы, уделив внимание развитию разнообразных форм мотивации педагогов, применяя дифференцированный подход и системность в работе с учителями.

Особое внимание уделяется работе с молодыми учителями в рамках проекта «Школа молодого учителя». Познакомиться с ними помогает и анкета-интервью молодых учителей школ города. Так, на вопрос «Удовлетворены ли Вы своей профессией и местом работы?» были и такие ответы как «сменил бы профессию, если бы представилась такая возможность» или «трудно сказать, определённо не знаю». На вопрос «Какие трудности они испытывают в методике при подготовке и проведении урока»? были названы следующие: постановка целей, определение структуры урока, выбор форм и методов, а также анализ и самоанализ урока и другие. Для решения выявленных проблем методическая работа с молодыми учителями строилась на основе анализа результатов деятельности диагностики профессионализма.

Содержание и формы методической работы организуются с учётом принципов дифференциации, индивидуализации, активности педагогов.

С молодыми учителями шла работа по созданию современного урока: требования к уроку в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта. Самооценка уроков в рамках внутреннего оценивания качества обучения, а также методика обучения конкретному предмету, в частности иностранным языкам, физической культуре, ОБЖ, использование современных технологий на уроках, выбор форм и методов, создание технологических карт, сценариев уроков, индивидуальное обучение, дача домашнего задания, система опроса, другие.

Молодые учителя посещали уроки опытных учителей, давали сами уроки, учились проводить самоанализ, анализ урока или мероприятия по предложенным схемам.

Все занятия в городской Школе молодого учителя строятся на демократической основе.

В ходе исследований (2013-2014учебный год - 2015-2016 учебный год) мы установили, что в зависимости от конкретной ситуации и личностных особенностей молодого учителя могут быть использованы практически все варианты педагогического сопровождения, определяемые на основе характера взаимодействия методиста с учителями:

- помощь, когда учитель может справиться с проблемной ситуацией сам, но встречается с определёнными затруднениями. Со стороны педагога бывает достаточным продемонстрировать ему способы разрешения аналогичных ситуаций. В данном случае роль педагога - «советник по процессу»;

- поддержка, которая предполагает смещение акцентов на умения учителя самостоятельно решать различные проблемы. Подобнаяя помощь оказывается по запросу учителя, когда он не уверен в своих силах или в правильности выбора или принятия решения. Роль методиста в данном конкретном случае - «плечо», «консультант», порой «катализатор»;

- сопровождение, при котором развиваются умения самостоятельно решать свои учебные и личностные проблемы. В данном случае степень вмешательства методиста в процесс индивидуальной деятельности учителя уменьшается. Роль методиста в процессе методического сопровождения заключается в создании для учителя уверенности в том, что в случае необходимости у него всегда есть человек (наставник, координатор), к которому он сможет обратиться с вопросом. В данном случае широко используются возможности информационно-коммуникативных технологий, общение по электронной почте.

От того, ка­ким образом молодой учитель начал свою профессиональную деятельность, насколько отличались его ценностные установки от ценностных установок той среды, в которой он оказался в начале освоения профессии, как его встречают в школе, взаимоотношения с родителями, учениками зависит и качество его становления в дальнейшем по лестнице успеха.

Кто должен учить молодых учителей?

Основная помощь, если хотите, ответственность возложена на заместителей директоров по учебной работе, опекают их и руководители образовательных организаций, привлекаются коллеги в качестве наставников, консультантов.

Диапазон деятельности Школы молодого учителя широкий: включает вопросы теории и практики через семинарские занятия, лекции, круглые столы, мастер-классы, практикумы, тренинги, направленные на повышение общепедагогической и методической грамотности молодых специалистов, беседы, консультации как очные, так и в режиме он-лайн. Особое внимание было уделено необходимости повышения статуса учебного предмета «Иностранный язык» или «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности» и т.д. С особым вниманием обсуждались вопросы теории и практики введения и реализации ФГОС, подготовки школьников к ЕГЭ, требования к современному уроку, классификация уроков, создания рабочей программы по учебным предметам, профессиональные компетенции учителя. Педагоги ознакомились с интересными методиками, технологиями, техниками, обращая особое внимание на формирование коммуникативных навыков у обучающихся. Должную помощь оказывает учебно-методическая литература.

Считаю эффективной формой обучения – участие в практикуме во время проведения мастер-классов учителями-профессио­на­лами, признанных мастеров своего дела, победителей ПНПО, программы «Алгарыш», «Наш учитель», «Учитель-наставник», выходы в школы, где они могут встретиться с учителями, пообщаться, посмотреть кабинеты, увидеть рабочее место учителя и др. Учителя становятся активными участниками мастер-классов учителей-мастеров – Колесникова Д.П., учителя английского языка высшей категории МАОУ "Лицей-интернат №2" г. Казани, тьютора олимпиадного движения в РТ, члена предметно-методической комиссии по составлению олимпиадных заданий ГАУ "Республиканский олимпиадный центр", Хайбуллиной Г.Н., учителя английского языка МБОУ «Гимназия №17 имени Г. Ибрагимова», тьютора по Московскому району, Каушанской А.У., учителя английского языка МБОУ «Лицей-интернат №7» Ново-Савиновского района, республиканского и федерального эксперта по оценке ЕГЭ, Васильевой О.В., учителя английского языка МБОУ «Школа №167», Хабибрахманова Р.Я., учителя ОБЖ, победителя республиканского конкурса «Лучший учитель-2016» в номинации «Преподаватель-организатор по курсу «ОБЖ» Советского района и других, которые стали для них поистине школой познания, отработке техник обучения. Молодые учителя смогли на практике учиться педагогическим приёмам применения активных методов работы на уроке.

Во время проведения практико-ориен­ти­ро­ван­ных семинаров шло практическое описание технологий, анализ уроков, как самими учителями школы, так и молодыми учителями, что способствовало оказанию помощи каждому молодому учителю в определении личностно-значимого варианта воплощения содержания образования. Педагоги практиковались в составлении технологических карт урока. Примечательно и то, что молодые учителя сами давали мастер-класс для молодых. Так, Пономарёва Р.Р., учитель английского языка МБОУ «СОШ №175» Советского района, участник конкурса «Учитель года-2016», призёр в номинации «Педагогический дебют» обучала использованию квеста как способа решения проблемы мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка. Этот перечень можно продолжать...

Миссия методической службы нам видится в создании здорового микроклимата для реализации творческих замыслов, роста учителей в профессиональном и личностном плане. В арсенале руководителя методического объединения учителей немало средств, помогающих росту учителя. Их можно вовлекать в работу школьных МО учителей-предметников, творческие проблемные группы, к участию в профессиональных конкурсах. Опыт привлечения молодых учителей к участию конкурса уже имеется.

Действенную помощь в работе с молодыми учителями оказали Кузнецова В.И., заместитель директора по учебной работе школы №24, тьютор Приволжского района, Турутина Л.В., заместитель директора гимназии №152, тьютор Кировского района, Чабак Л.М., заместитель директора школы №9 Ново-Савиновского района и другие.

Учителя с удовольствием знакомятся с новыми формами обучения в рамках проекта «Совершенствование качества преподавания в XXI веке в Республике Татарстан».

Золотое правило – пополнение методической копилки молодого учителя памятками, сценариями уроков, внеурочной деятельности, другие. Только в сотрудничестве с УМС ИМО Управления образования, педагогическими коллективами можно добиться более оперативных положительных результатов.

Результат - молодые учителя остаются работать в школах, считая своим призванием - быть учителем. Нас радует приход в школу молодёжи.

Учебный год

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Прибыло молодых специалистов

247

238

349


Отмечается положительная динамика закрепления молодых специалистов

80,5%

85,4%

88%

95%


В наше время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. В сложнейший период перемен нужен профессионал, креативный, апробирующий инновационные технологии, с активной жизненной позицией, с высоким уровнем мотивации к саморазвитию.

Хочу заметить, что потребность в становлении учителей профессионалов будет только возрастать. Повышать качество обучения школьников, добиваться высокого уровня сдачи ЕГЭ и ОГЭ, способствовать выявлению и «взращиванию» одарённых и талантливых, добиваться побед школьников на олимпиадах по учебным предметам на разных уровнях, побед на конкурсах профессионального мастерства «Учитель года» и других дано, прежде всего, учителям-профессионалам.

У педагога есть возможности для пополнения своего багажа знаний, повышения его профессиональной компетентности, активизации его творческой, исследовательской, инновационной деятельности - важных составляющих профессиональной деятельности педагога. В этом немалая роль отводится методической службе города, района, образовательных организаций.

Методист постепенно ведёт учителей от традиционного исполнения дела к творчеству, через создание адресных, дифференцированных методических услуг, поэтапно и целостно обучая их секретам мастерства – структурированию уроков, созданию технологических карт, новым подходам к учебной и внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС второго поколения, вооружая необходимыми умениями и навыками, современными технологиями и техниками.

Формы оказания методической помощи учителям, руководителям РМО, ШМО, директорам, заместителям директоров образовательных организаций разнообразные: обучающие, научно-практические семинары; инструктивно-методические совещания; тренинги, практикумы, деловые игры, мастер-классы; консалтинговая поддержка методистов и педагогов (групповые и индивидуальные); коуч-сеты - методические маршруты; круглые столы; диссеминация опыта работы педагогов; работа творческих или проблемных групп; конкурсы для педагогов; конференции, а также подготовка методических рекомендаций, памяток, публикаций, сборников через деятельность городских и виртуальных методических объединений учителей – предметников (ГМО, ВМО), других сообществ, где отражаются материалы о проведённых мероприятиях; новостные материалы; конкурсы профессионального мастерства, кабинетов, лаборатории учителя.

Проблемы, поднятые на семинарах, зачастую носят интегрированный характер и отвечают требованиям современного образования: «Формирование предметных компетенций на уроках лингвистических дисциплин» (на базе школы №12) Вахитовского района (директор Трупп О.Л.), «Формирование коммуникативной и предметной компетенций на уроках татарского и английского языков» на базе школы №112 Авиастроительного района (директор Архипова С.В.) и др.

Данные вопросы напрямую связаны с введением ФГОС на основной ступени образования и предполагают, прежде всего, дидактическую подготовку учителя.

Несколько слов о проведении первого методического семинара-соревнования «Дружина», проходившего под девизом: «Удаль богатырскую покажет вам дружина. Обыграем всех достойно, грамотно и живо! Впервые для учителей физической культуры, преподавателей-организаторов по курсу «Основы выбора жизнедеятельности», учителей истории проведён семинар, посвящённый Дню защитника Отечества совместно с региональной общественной организацией морских пехотинцев «Тайфун», МБУДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» Московского района, Региональной общественной организацией «Союз общественных деятелей Республики Татарстан».

В данном мероприятии приняло участие 8 команд, 61 участник из 53 общеобразовательных организаций, методисты города и районов. Участники продемонстрировали сплоченность, профессионализм, знание основ наук по указанным предметам, умение работать в команде, добиваться высоких индивидуальных результатов.

Государство ставит перед методическими службами задачу «развития системы профессиональных конкурсов и последующего патронирования профессионального развития участников и лауреатов конкурсов», мастерства (конкурсам).

Это не лёгкое дело. Для учителя с большой нагрузкой в школе участие в конкурсах профессионального мастерства – дополнительные умственные, физические и психологические нагрузки.

Несколько слов о проведении конкурсов. Опыт работы по методическому сопровождению участия воспитателей дошкольного учреждения, педагогов дополнительного образования, преподавателей-организаторов по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», педагогов-психологов в профессиональном конкурсе «Учитель года» позволил выявить общие «западающие зоны»: умение структурировать, строить урок, занятие, творческий отчёт; оформлять документы, управлять собой; страх публичного выступления перед неизвестной, малознакомой публикой, психологическая подготовка к профессиональному конкурсу, урокам, внеклассному мероприятию и т.д. и т.п. Победе учителей ОБЖ, педагогов-психологов помимо установочных семинаров, способствовало организационно-методическое сопровождение: изучение методической литературы, демонстрация уроков, внеклассных мероприятий перед опытными коллегами, тренинги, консультации, отработка навыков выступлений, умения владеть собой, приёмами саморегуляции, открытии внутренних ресурсов в достижении умения владеть аудиторией, анализ проведённых занятий с приглашением экспертов, представления себя (Я-концепция) и т.д.

Точечное методическое сопровождение педагогов в профессиональных конкурсах (подготовка и сопровождение педагога на городском и республиканском этапах) дало положительные результаты.

Результат.

По итогам заключительного этапа республиканского конкурса «Учитель года Республики Татарстан-2016»:

I место в номинации «Преподаватель-организатор ОБЖ-2016» занял Хабибрахманов Р. Я., учитель курса «Основы безопасности жизнедеятельности» лицея №110 Советского района;

I место в номинации «Педагог-психолог-2016» - Султанова М.Р., педагог-психолог школы №72 Советского района.

По итогам Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России-2016» М.Р.-Султанова стала победителем в номинации «За развитие традиций школы психологического просвещения родителей» и вошла в состав Федерации психологов образования России.

К результатам целенаправленной методической работы отнесём активное участие учителей английского языка в городском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года города Казани-2016». Лауреаты городского конкурса «Учитель года - 2016»:

- Сабирзянова Л.Х., учитель МБОУ «Гимназия № 27 с татарским языком обучения» Вахитовского района;

- Тарасова Е.В., учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» Ново-Савиновского района.

Второе место у Бердинской О.Н., учителя английского языка МАОУ «Лицей № 121» Советского района;

третье место – у Музафаровой Э.Са., учителя МБОУ «Гимназия № 6 Приволжского района» в номинации «Классный руководитель».

Третье место в номинации «Педагогический дебют» принадлежит Пономаренко Р.Р., учителю МБОУ «СОШ № 175» Советского района.

В номинации «Педагог-психолог» на городском этапе первое место заняла Шакирова А.Ш., педагог-психолог МБОУ «СОШ № 153» Кировского района, второе - Мифтахова Э. А., педагог-психолог МБОУ «СОШ № 33» Авиастроительного района, третье - Султанова М.Р., педагог-психолог МБОУ «СОШ № 72» Советского района.

В номинации «Преподаватель-организатор ОБЖ» первое место завоевал Хабибрах-манов Р.Я., учитель ОБЖ МБОУ «Лицей № 110» Советского района, второе - Боженко Н. С., преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СОШ № 153» Кировского района, третье - Исаева А. Е., преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СОШ № 84» Советского района.

По итогам городского конкурса творческих работ педагогов «Вдохновение» в номинации «Малая проза» победителем стала Сенюхина С.В., учитель английского языка МБОУ «СОШ № 42» Приволжского района.

Придавая особое значение физическому воспитанию и развитию спорта в городе, спортивной столицы России, подготовлено и выпущено методическое пособие «Спорт в школе: новые виды и формы», где творческие учителя физической культуры города представляют программы, сценарии внеклассных мероприятий в рамках требований ФГОС начального и общего образования второго поколения.

Профессионализм, мастерство педагогических кадров было представлено успехами своих учеников.

Можно проследить положительную динамику изменения количества призёров, победителей республиканских этапов и регионального этапа Всероссийской олимпиады, конкурсов по курируемым предметам.


Количество призовых мест

по итогам республиканской олимпиады

2014

2015

2016

Турецкий язык

10

10

22

Арабский язык

5

3

4


Предмет

Количество призовых мест по итогам Всероссийской олимпиады


региональный этап

заключительный этап


2014

2015

2016

2014

2015

2016

Английский язык

23

19

31

3

1

2

Немецкий язык

5

6

10

1

1

1

Французский язык

4

5

7

-

-

-

Физическая культура

6

9

8

2

3

2

ОБЖ

15

12

16

-

2

4

Итого



79



9


Подводя итог, отметим, что профессиональное становление педагога – это долгий путь к мастерству. На вопросы «Что требуется для эффективного продвижения по профессиональной дорожке?», «Что является результатом профессионального становления педагога?» ответили сами учителя:

- это повседневный труд, умение и способность соответствовать современным требованиям, прописанным в профессиональном стандарте педагога, который мы уже примеряем на себя;

- учить детей, добиваться высокого уровня, качество знаний по своему предмету, быть самому эрудированным и культурным;

- быть квалифицированным специалистом, творческой и увлечённой личностью;

- любить детей, свою работу;

- постоянно двигаться вперёд, постигая новое, неизведанное;

- понимать мир ребёнка.

Отличительные черты настоящего педагога: целенаправленное и системное саморазвитие, расширение кругозора, совершенствование методов работы. Чтобы найти общий язык с подрастающим поколением, нужно знать о постоянно меняющихся увлечениях, идеалах, интересах детей в современном мире, что твориться у них в семье.

Какие же факторы больше всего влияют на успех педагога? Определенные способности (по Н. В. Кузьминой):

1) конструктивные (способность к проектированию личности, содержания, средств осуществления педагогических целей);

2) организаторско – коммуникативные (способность устанавливать взаимоотношения с воспитанниками);

3) гностические (способность приобретать и использовать знания).

В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:

1) обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая,

2) конструктивная и исследовательская:

3) организаторская и коммуникативная;

4) самосовершенствование.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям это и профессия и призвание.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687