Методическое сопровождение работы с одаренными детьми как одно из направлений деятельности методической службы района

Каримуллина Миляуша Зиннуровна, методист по начальному образованию
УМС ИМО по Советскому району г. Казани


Необходимость введения ФГОС НОО - веление времени, это- возможность сохранить фундаментальное научное ядро, которым всегда отличалось российское образование, поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности, это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая практически полностью утрачена за последние 20 лет, и наконец, преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной школы.

В общеобразовательных учреждениях Советского района работают 452 учителя начальных классов, из них высшую квалификационную категорию имеют 109 учителей (24,1%) , первую квалификационную категорию 216 учителей (47,8%). Обучение в районе ведется по различным учебно-методическим комплектам, которые по своей сути имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться. Эти такие УМК, как «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива» и развивающая система Л.В. Занкова. Опытом работы по различным УМК учителя делятся и на заседаниях РМО, и на районных семинарах – практикумах. На заседаниях РМО рассматриваются вопросы организации методической работы в ходе реализации ФГОС НОО, применения новых педагогических технологий и информатизации учебного процесса, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования положительной мотивации учителей начальных классов в освоении инновационных подходов системно-деятельностного метода обучения. Методическое объединение учителей начальных классов в течение учебного года проводит тематические совещания-семинары, круглые столы, работают инициативные группы по разработке олимпиадных заданий, по проведению предметных олимпиад и научно-практической конференции для младших школьников «Первый шаг в науку» и экспертные комиссии по подведению итогов различных конкурсов.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся играет большую роль в решении задачи развития личности школьника в современном образовании, т.к. способствует формированию ключевых компетенций у них. При подготовке научно - исследовательской работы школьник учится работать с информацией, анализировать ее и классифицировать, при этом формируется информационная компетентность.. При защите исследовательской работы формируется коммуникативная компетенция. В целях развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей, выявления и поддержки талантливых детей в Советском районе проводятся предметные олимпиады, научно-практические конференции для младших школьников «Первый шаг в науку» и для старших школьников «Наука – дело молодых», районный этап Городского конкурса «Звездный билет» в рамках Всероссийского конкурса «Живая классика», районная метапредметная олимпиада "Одарённый ребёнок", районный этап Городского конкурса «Ученик года». Разработана циклограмма мероприятий для младших школьников. Каждая победа ученика – это, конечно же, результат кропотливой и плодотворной работы учителя. Как писал Л.С.Выготский: «Прежде чем призвать ребёнка к какой–либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё. Только в этом случае можно добиться результата». Хочется сказать, что проведение ежегодной районной научно - практической конференции для младших школьников «Первый шаг в науку» является таким мероприятием, где учащиеся начальных классов, а именно 3- 4 классов, демонстрируют свою познавательную компетентность и личностные качества. Именно учитель может заинтересовать своих учеников и их родителей, мотивировать школьников на участие в интеллектуальных мероприятиях. Конференция проводится с целью выявления и поддержки одаренных учащихся, повышения уровня общей, коммуникативной и исследовательской культуры современного школьника, формирования у него исследовательской компетенции. Задачами конференции являются:

· выявление способных и талантливых школьников;

· развитие интереса к фундаментальным наукам среди учащихся начальных классов;

· повышение уровня квалификации педагогических работников, организующих учебно-исследовательскую деятельность учащихся;

· формирование особой образовательной среды в образовательных учреждениях для развития творчества, исследовательской деятельности учащихся;

В конференции принимают участие учащиеся 3-4 классов общеобразовательных учреждений. Участник конференции представляет исследовательскую работу на одну из секций в печатном виде. Это такие секции, как «Русский язык и литературное чтение», «История и краеведение», «Математика и основы информатики», «Окружающий мир. Растения», «Окружающий мир. Животные», «Окружающий мир. Человек», «Экология», «Спорт в жизни человека» (история спортивных состязаний, игр; тема спорта в живописи и литературе, презентации игротеки ...), «Эстетический цикл», «Татарский язык», «Татарская литература». Конференция проводится в три этапа:

I этап – школьный , члены комиссии определяют лучшие работы

II этап – районный (заочный), члены комиссии определяют лучшие работы для участия в очном туре

III этап – районный (очный), заседания секций с устными выступлениями авторов

Предметом рассмотрения на конференции являются учебно – исследовательские работы учащихся. Такие работы предполагают осведомленность о современном состоянии в области исследования, степень самостоятельной работы, ее общественно-полезную направленность, глубину изучения литературы и фактического материала, обоснованность, четкость, лаконичность и логичность изложения, на качество оформления результатов и соблюдение требований к оформлению работы. Для выступления на секциях докладчику дается 5-7 минут. В обсуждении доклада участвуют члены комиссии, т.е. учителя начальных классов. Лучшие работы отмечаются дипломами отдела образования 1, 2, 3-й степени. Все участники конференции получают свидетельства участника конференции.

Динамика за последние 3 года показывает, что с каждым годом желающих принять участие в конференции и количество победителей и призеров увеличивается.

Учебный год

Количество участников/ школ

Количество победителей

Количество призеров

2013/2014


66/26

8

16

2014/2015

88/33

12

21

2015/2016

84/33

10

21


Значимость этой конференции заключается в том, что она дает младшим школьникам возможность попробовать свои силы на первой районной научно-исследовательской конференции, открыть мир интеллектуальных состязаний, готовит их к более серьезным исследованиям и выступлениям в основной и средней школе.

Инициатором проведения районной метапредметной олимпиады «Одаренный ребенок» является учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №141 с углубленным изучением отдельных предметов», региональный методист – консультант по Образовательным программам «Школа 2100», «Школа 2000...» Серегина Надежда Анатольевна. Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся 2-3 классов творческих способностей, формирование активности и самостоятельности в поиске новых знаний, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей. Привлечение талантливых учителей к работе с одаренными детьми.

В 2015/2016 учебном году уже прошла VI метапредметная олимпиада «Одаренный ребенок». Олимпиада состоит их двух этапов: школьный и районный. На школьном этапе принимают участие все дети 2 и 3 классов. И соответственно определяются победители и призеры 2 и 3 класса . На участие в районном этапе допускаются по 3 учащегося 2 и 3 класса от каждой школы. Победители 2-х классов могут дополнительно поучаствовать среди учащихся 3-х классов. Все участники награждаются сертификатами участника, а победители и призеры грамотами отдела образования.

Организация таких мероприятий невозможна без методического сопровождения учителя, без обмена положительным опытом педагогов. Ежегодный семинар , проводимый на базе МАОУ «СОШ №141 с углубленным изучением отдельных предметов», является именно таким, где учителя начальных классов, учителя - предметники транслируют свой опыт, показывая мастер- классы на такие темы , как "Взаимодействие учителя и ученика в зоне ближайшего развития или как работать с "нестандартно" мыслящими детьми?", «Формы и методы лингвистической работы с текстом при подготовке к метапредметной олимпиаде в начальной школе" (мастер-класс), «Система работы с одаренными детьми в рамках преемственности между начальным и основным общим образованием" (мастер-класс), «Организация работы с "нестандартно" мыслящими детьми в МАОУ СОШ № 141», «Развитие креативного мышления учащихся 5-х классов через внеурочную деятельность».

Координация планирования и организации образовательного процесса в начальной школе позволяет обеспечить качественную работу объединения учителей начальной школы района, совершенствовать их педагогическое мастерство при внедрении инновационных подходов обучения в начальной школе, реализовывать внеурочную деятельность, а также совершенствовать воспитательный процесс в направлении формировании у детей духовно-нравственных ценностей и патриотизма, обогатить содержание, формы и методы внеурочной деятельности, направленные на активизацию жизнедеятельности школьного коллектива, привлечение родительской общественности к сотрудничеству.

В условиях внедрения ФГОС НОО наряду со знаниями, умениями, навыками современный учитель должен формировать и развивать различные компетентности школьников. Быть компетентным- значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. МЫ УЧИМ НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ, А ДЛЯ ЖИЗНИ. Непросто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Ни для кого не секрет, что успех ученика в школе не гарантирует его успех в жизни, и наоборот. Одна из самых больших проблем в том, что наши учащиеся не могут применять полученные знания в жизни, в незнакомой ситуации. Именно поэтому от учителя требуется совершенно иной подход в преподавании, где ученик становится активным участником образовательного процесса.




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687