Работаем в условиях новых стандартов: внеурочная деятельность

Карпунина Любовь Николаевна, методист по воспитательной
работе и дополнительному образованию ИМО Управления образования г. Казани


Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, внеурочная деятельность является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в школе.

Для организации внеурочной деятельности необходимо руководствоваться следующими нормативными документами, регламентирующие ее:

- Закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции), Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897),

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом МОиН РФ от 4.10.2010г. № 986),

- Федеральные требования СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189), Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003г. № 27),

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом МОиН РФ от 28.12.2010г.)

- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников,

- Программа воспитания и социализации обучающихся (основное общее образование).

Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программ, но реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов обучающихся, выбора их родителей, с учетом кадровых, материально-технических и иных условий. (письмо МОиН РФ от 7.08.2015 №08-1228).

Безусловно, для реализации внеурочной деятельности очень важны кадровые условия: укомплектованность образовательной организации необходимыми педагогическими и руководящими работниками, наличие соответствующей квалификации педагогов, непрерывность повышения профессиональной компетенции работником; а также материальные возможности образовательной организации.

При введении ФГОС ООО у многих заместителей директоров возникали проблемы по организации внеурочной деятельности. Собеседования с заместителями директоров по воспитательной работе, диагностики профессиональных затруднений выявили основные проблемные зоны профессиональной культуры. Поэтому одним из приоритетных направлений в деятельности методиста стало оказание методической помощи заместителям директоров по воспитательной работе по организации и планированию внеурочной деятельности и дополнительного образования в условиях новых стандартов.

Одним из проектов информационно-методического отдела стало проведение коуч-сэта в образовательных организациях, в рамках которых были изучены планы внеурочной деятельности образовательной организации, рабочие программы внеурочной деятельности, программы внутришкольного дополнительного образования, планы школьных методических объединений классных руководителей, планы воспитателей групп продленного дня и т.д. В процессе бесед с педагогами, аудита учебно-методического обеспечения были даны рекомендации.

Для повышения профессиональной культуры заместителей директоров использовались активные формы методического сопровождения: городские методические объединения заместителей директоров по воспитательной работе, семинары, практикумы («Внеурочная деятельность в национальной школе» (гимназия № 14 Авиастроительного района), «Интеграция основного и дополнительного образования как средство развития и самореализации ребенка» (СОШ № 35 Приволжского района), «Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и пути интеграции» (ЦДТ «Олимп» Приволжского района), индивидуальные консультации и др., на которых разбирались требования и этапы организации внеурочной деятельности, принципиальные отличия внеурочной деятельности и дополнительного образования, интеграции этих видов деятельности в интересах ребенка, значимости сайтов образовательных организаций, обеспечивающих взаимодействие с социальными партнерами, вариативность форм поощрений, публичного признания достижений участников образовательного процесса. Вопросы организации внеурочной деятельности в школе, интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования рассматривались на секциях заместителей директоров по воспитательной работе в рамках городских августовских конференциях работников образования г. Казани.

Внеурочная деятельность предоставляет возможность ребенку право выбора области интересов для развития своих способностей, формирования познавательных потребностей, коммуникативных навыков, приобретения нового социального опыта, учитывая его индивидуальные особенности. А главное, через внеурочную деятельность помочь раскрыться ему как личности, успешнее адаптироваться в современном мире. Безусловно, процесс воспитания происходит в любой момент нахождения ребенка в школе, но наиболее эффективно осуществляется в свободное от учебы время. И очень важно для этого создать в школе такие условия, чтобы ребенку было интересно. И таких образовательных организаций в нашем городе немало. Это школа № 35, г. 2,7,14, л.5, 121 и многие др. Следует отметить наиболее эффективные программы внеурочной деятельности в школе № 35, позволяющие обеспечить статус Центра аэрокосмического образования и заложить основы профориентационной работы на ранних ступенях обучения, как «Авиамоделирование», «Наука для каждого», «Страна авиации», «Астрономия и астрофизика». Виды внеурочной деятельности отличаются от учебной деятельности и служат для решения задач воспитания и социализации обучающихся.

Можно выделить четыре модели организации внеурочной деятельности. На сегодня в школах нашего города чаще встречается первая и третья модель. Первая модель характеризуется случайным набором детских объединений, секций клубов. В этом случае связь ребенка с общественной жизнью ситуативна. Хотя и эта модель имеет место быть, т.к. способствует организации занятости детей, выявлению их интересов. Вторая модель характеризуется внутренней организованностью структур воспитательных систем образовательной организации. Третья модель строится на взаимодействии школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта на регулярной основе. Содержание внеурочной деятельности определяется совместной программой. Четвертая модель определяется интеграцией основного и дополнительного образования детей. Деятельность строится на основе единых концептуaльных идей, что обеспечивaет рaзвитие образовательного учреждения.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности можно разделить на три уровня:

-первый уровень-ребенок обладает социальными знаниями об общественной жизни;

-второй уровень-формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества;

-третий уровень-получение собственного опыта общественной жизни.

Результаты внеурочной деятельности позволят корректировать образовательные программы внеурочной деятельности, подбирать актуальные формы внеурочной деятельности, оценивать качество программ.

Ценность внеурочной деятельности неоспорима. Воспитательным результатом внеурочной деятельности является духовно-нравственное приобретение ребенка через его участие в различных видах деятельности, а воспитательным эффектом – влияние приобретения ребенком духовно-нравственных ценностей на его дальнейшее развитие личности. С целью определения эффективности воспитательной деятельности необходимо проведение диагностик развития личности обучающихся, детского коллектива и профессионализма педагога.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687