Борисова Светлана Алексеевна, методист ИМО УО г.Казани
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всё настойчивее входят в массовую школу. Одна из главных составляющих стандарта, без которой невозможно успешное внедрение ФГОС в школе - подготовка кадров. Известно, что учитель во все времена был и есть главная фигура в школе. Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование как в предметной области, так и во владении методикой, технологиями обучения. Организуемая им деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, приёмов и способов деятельности учителя и ученика. Здесь на помощь приходит методическая служба, которая помогает учителю.
Наряду с такими формами работы, как семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, игры, консультации, презентации проектов, буклеты, в последние годы в городе стала применяться новая форма оказания методической помощи – коуч - сет.
Коуч-сет для педагогов предполагает обмен опытом работы.
Основные цели коуч-сета:
- оказание методической поддержки педагогическим работникам, руководителям муниципальных образовательных организаций в освоении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов;
- проектирование работы школьных методических объединений;
- моделирование инновационной деятельности.
Основное отличие коучинга от всех видов консультирования - ставка на реализацию потенциала руководителей образовательных организаций:
- умение чётко определять цели;
- выстраивать программу развития образовательной организации.
В систему работы Информационно-методического отдела Управления образования города Казани входит оказание методической помощи школам города.
В период изучения материалов образовательных организаций совместно с руководителями школ, заместителями директоров, руководителями методических объединений учителей рассматривались следующие вопросы:
- программа развития организации;
- рабочие программы учителей-предметников;
-инновационная деятельность, проводимая в образовательной организации;
- реализация инновационных проектов;
- кадровый состав учреждения образования;
- планирование и анализ деятельности курируемых областей;
- результативность (качество) обучения школьников (результаты ЕГЭ и ОГЭ);
- работа с одарёнными детьми;
- организация работы методической службы;
-планы работы и протоколы заседаний методических объединений учителей-предметников;
-соответствие элективных курсов профильному обучению, и обоснованность их введения.
Было посещено более 30 образовательных организаций. Выбор школ для оказания методической поддержки был определен районными отделами образования совместно с учебно-методическими секторами (по запросам школ).
В ходе коуч-сета было отмечено, что для заместителей директоров созданы условия работы, рабочие места оснащены компьютерной и мультимедийной оргтехникой. Школы укомплектованы педагогическими кадрами согласно штатному расписанию. Сочетание опытных кадров и молодёжи способствует повышению профессионального мастерства и качеству обучения школьников. Подготовка обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ находится в центре особого внимания администрации школы. Во многих ОО разработаны планы работы с учениками и родителями.
Однако не обошлось и без отрицательных моментов:
- недостаточное внимание уделяется организации внеурочной деятельности по реализации ФГОС ОО;
-рабочие программы по внеурочной деятельности во многих школах не структурированы;
- не всегда методическая тема школы находит отражение в планах работы школьных методических объединений учителей.
Элективные курсы предпрофильного обучения должны быть направлены не на подготовку к ОГЭ, а на профориентацию обучающихся, нацелены на оказание реальной помощи подростку в выборе профессии.
Наблюдается несоответствие рабочих программ требованиям ФГОС НОО и ОО (титульные листы, пояснительные записки, тематическое планирование с указанием планируемых результатов, виды деятельности).
В программах развития школы слабо просматривается инновационное направление. В большинстве школ при наличии значительного процента учителей высшей и первой категорий не прослеживается модернизация методического сервиса.
В ходе коуч-сета оказывалась методическая помощь по корректировке образовательных программ, разработке рабочих программ, проектированию инновационной деятельности, работе по выявлению и поддержке одарённых школьников, планированию работы школьных методических объединений в соответствии с планом работы образовательных организаций и т.д.
Мы полагаем, что совместное сотрудничество методистов ИМО, УМС ИМО, руководителей образовательных организаций в рамках совершенствования методической и образовательной деятельности педагогических коллективов будет способствовать повышению качества обучения школьников.