Развите профессинальной культуры учителя эстетического цикла через активные формы методического сопровождения

Аббасова Марина Львовна, методист УМС ИМО по Советскому району


Учитель только в той мере воспитывает и
образовывает, в какой он сам воспитан и
образован, и только до тех пор он может
может воспитывать и образовывать, пока
сам работает над своим воспитанием и
образованием
К.Д. Ушинский

Одной из ключевых проблем современного мира является проблема профессионализма специалистов любого профиля. Эта вопрос нашел отражение в решении ЮНЕСКО о рассмотрении функциональной неграмотности и профессиональной некомпетентности как фактора риска современной цивилизации. Проблема профессионализма педагога в этом контексте представляется очень важной. От профессионализма учителя зависит результат его деятельности, который выражается в уровне развития личности учащихся, степени их самовыражения и самореализации.

Профессиональная деятельность осуществляется педагогами на различном качественном уровне. Наряду с учителями, которые достигают в своей работе высоких результатов, работают учителя с невысокой результативностью, что является следствием различного уровня их профессиональной культуры. Решение проблемы профессиональной культуры важно для всех учителей-предметников, но особенно актуально оно для учителей, преподающих предметы, имеющие низкий рейтинг у учащихся. Предметы эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство) к таковым и относятся.

Изучение искусства и культуры оказалось в центре внимания современной школы. В условиях повышенного внимания к вопросам духовно-нравственного развития детей, в последние годы возросли требования к профессиональной культуре учителей эстетического цикла. Сегодня учитель образовательной области «Искусство» должен быть носителем педагогической и художественной культуры. Ему необходимо знать традиции и новые тенденции в этих сферах знания. Высокие требования к педагогу предъявляет и Профессиональный стандарт, где говорится, что в стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений– все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества .

Следует отметить, что уровень профессиональной культуры учителей эстетического цикла существенно не повысился, а знания учителей, полученные в иной социокультурной ситуации, устарели. Кроме того, изменилась сама методология изучения художественной культуры, прежние технологии обучения являются неэффективными. Зачастую предметы образовательной области «Искусство» преподают учителя других специальностей, которые не приобщены к традициям преподавания предмета. Здесь-то и выявляется противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к качеству деятельности учителей эстетического цикла, и фактом невысокого уровня их профессиональной культуры, не соответствующего содержанию социокультурных задач.

В Советском районе города Казани развитию профессиональной культуры педагога образовательной области «Искусство» уделяется немаловажное место. На протяжении ряда лет методическое объединение учителей эстетического цикла осуществляет творческое сотрудничество с отделом искусств Центральной библиотеки города Казани. В отделе искусств Центральной библиотеки ежегодно работает секция учителей эстетического цикла в рамках августовского совещания педагогических кадров. Педагоги делятся опытом, показывают мастер-классы, демонстрируют творческие работы учащихся. Сотрудники отдела искусств осуществляют работу по таким направлениям, как: информационное обеспечение модернизации процесса преподавания предметной области «Искусство»; использование компьютерных технологий в организации внеклассной работы по предмету; технология интегрированного содержания музыкального и изобразительного искусства; формирование музыкальной культуры учащихся средствами национальной музыки; использование интерактивных средств в преподавании предметов эстетического цикла; выставочная деятельность; совместные образовательные проекты. Обзоры литературы, периодической печати, новинок в области искусства и культуры, знакомство педагогов с возможностями культурной среды города, выступления организаторов концертно-гастрольной деятельности музыкальных коллективов города - все это, несомненно, способствует развитию профессиональной культуры педагогов.

Творческие лаборатории. Традиционным стало представление творческих лабораторий учителей музыки и изобразительного искусства. Знакомство с творчеством педагога, педагогическими находками, формами и методами работы, проведение мастер-классов, все это способствует развитию профессиональной культуры. «Гравюра с картона» (Маслова Н.А., учитель изобразительного искусства лицея №110); «Техника граттаж» (Трибушинина Р.А., учитель изобразительного искусства СОШ №84); «Игры с акварельными карандашами» (Хамзина С.Р., учитель изобразительного искусства СОШ №174); «Техника витраж» (Сафиханова Э.Х., учитель изобразительного искусства гимназии №11); «Казанское полотенце» ( Хабибуллина Л.Р., учитель изобразительного искусства гимназии №125); «Рыба моя» (Шабанова И.Г., учитель изобразительного искусства лицея №149); «Методы и приемы развития чувства ритма у младших школьников» (Рогозина Д.А., учитель музыки лицея №121); «Программное обеспечение Easiteach Next Generation как средство моделирование интерактивных уроков» (Усманова Д.Р., учитель музыки СОШ №175) –вот далеко не полный перечень мастер-классов, представленных вниманию педагогов за последнее время.

Активно используют в своей работе учителя эстетического цикла обучающие структуры Сингапурской методики, изученные в рамках республиканского проекта «Обучение в ХХ1 веке». На уроках музыки и изобразительного искусства учителями используются такие обучающие структуры, как: Рейли-Робин, Микс Пэа-Шэа, Модель Фрейер, Фо Бокс Синтектис, Эй Ар Гайд, Коннект-Экстенд-Челендж. На городском семинаре «Проектирование современной образовательной среды для самореализации личности» (секции учителей музыки и изобразительного искусства) были представлены мастер-классы «Ты сам- мастер» Аппликация; (Мингазова Д.Р., учитель изобразительного искусства гимназии №8) «Татарский орнамент» (Сафиханова Э.Х., учитель изобразительного искусства гимназии №11); «Узоры Арских мастеров» (Хабибуллина Д.Р., учитель изобразительного искусства гимназии №125) и урок «Музыкальное состязание –концерт» (Антонова А.Р., учитель музыки гимназии №8) с использованием обучающих структур по развитию критического мышления.

Ежегодно в районе проводится творческий отчет учителей музыки в формате фестиваля «Наши звонкие голоса». Теоретическая часть отчета включает в себя презентацию методических и дидактических материалов, разработанных учителями. Знакомство же с достижениями учащихся происходит посредством исполнительского искусства вокалистов и музыкальных коллективов, подготовленных педагогом. «Внеурочная деятельность в ходе реализации ФГОС» - этой теме был посвящен творческий отчет учителей музыки 2016 года и приурочен он был к Году Культуры и Году российского кино.

Таким образом, используемые формы работы способствуют развитию профессиональной культуры учителей эстетического цикла.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687