Роль педагогических сообществ в повышении профессионального мастерства учителей иностранного языка

Кашапова Гульсиря Фаттаховна, методист УМС ИМО УО г. Казани
по Кировскому и Московскому районам, Заслуженный учитель РТ


Формирование профессионального уровня учителя остается важной социально-педагогической проблемой. В соответствии с этим, выдвигаются новые и новые требования к уровню педагогического профессионализма учителя иностранного языка, требования к его профессиональным и личностным качествам. Главное, к чему должен стремиться учитель-это воспитать развитую личность со сформированными компетенциями:


• Ценностно – смысловыми;

• Общекультурными;

• Учебно-познавательными;

• Коммуникативными;

• Информационно- технологическими;

• Социально - трудовыми.


Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников, является базой для осуществления гуманистического содержания обучения и воспитания, реализации образовательного потенциала применительно к индивидуальности каждого ученика. Реализовать основную задачу образования можно только при условии качественного совершенствования методической подготовки учителя. Определяющим фактором в этой подготовке является овладение учителем современными педагогическими технологиями.

Педагогический профессионализм учителя иностранного языка выражает готовность и способность учителя осуществлять свою профессиональную деятельность, реализуя цели обучения с учетом современных требований, как совокупность профессионально-педагогических компетенций.

5 основных компетенций, которыми должен владеть учитель:


• Социально-психологическая компетенция

• Коммуникативная компетенция

• Общепедагогическая компетенция

• Предметная компетенция

• Профессиональная самореализация.


В развитии педагогического профессионализма немаловажная роль отводится районному методическому объединению учителей иностранного языка. Целью деятельности районного методического объединения является создание условий для творческой работы, обеспечение единой воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности, практического решения проблем, выработки единых педагогических требований.

И не менее важную роль в развитии педагогического профессионализма учителя иностранного языка играет «Школа молодого учителя», где рассматриваются вопросы, вызывающие затруднения у молодых и начинающих учителей при составлении календарно- тематического планирования, подготовке к уроку. В работе «Школы молодого учителя» принимают участие учителя - наставники.

Учителя- наставники делятся опытом работы проведения уроков в соответствии с требованиями ФГОС, мастер - классов, внеклассных мероприятий, занятий по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ. Для начинающих и молодых учителей регулярно проводятся консультации, собеседования.

В районе работает муниципальный ресурсный центр по распространению педагогического опыта подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме Единого государственного экзамена по предмету иностранный язык.

Продуктами деятельности Ресурсного центра являются:


• Банк презентаций: обобщение опыта работы и методические разработки ведущих учителей иностранного языка по проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА на электронном носителе;

• Рекомендации по использованию новых мультимедийных программ по иностранным языкам: (Интернет - ресурсы);

• Практикумы для учителей иностранного языка по устранению затруднений выполнения заданий ЕГЭ и ГИА различного типа;

• Мастер - классы учителей иностранного языка, круглые столы, презентации педагогического опыта учителей, индивидуальные консультации.


Совершенствованию профессионального мастерства педагога способствуют эффективные формы работы: тьюторское сопровождение учителей иностранного языка, консультативный пункт при информационно - методическом отделе, опорные школы, творчески работающие учителя, методические семинары, на которых можно поделиться и обменяться информацией с коллегами.

Важным в работе методиста является оказание помощи учителям в овладении современными педагогическими технологиями и обучающими структурами по проекту «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан».

Стимулом совершенствования профессионального мастерства является и аттестация. Аттестация дает импульс к дальнейшему развитию профессиональной деятельности. Учитель, заинтересованный в профессиональном росте проходит аттестацию с целью выявления уровня своего педагогического профессионализма. Роль методиста на протяжении всей работы - методическое сопровождение при распространении инновационного педагогического опыта учителей. С целью повышения профессионального мастерства учителей в районе продолжается совместный проект «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан». В районе функционирует две Школы Превосходства. Роль методиста - продвижение инновационного педагогического опыта в развитии профессионального мастерства учителя иностранного языка.

Школы Превосходства являются инновационной площадкой по использованию и внедрению проекта по профессиональному развитию. Учителя гимназий показывают инновационный опыт педагогической деятельности, который может рассматриваться в качестве потенциального ресурса развития образования с использованием сингапурских структур.

Школы Превосходства являются центром поэтапного внедрения ФГОС в систему ООО посредством реализации индивидуальных программ профессионального развития педагога, определяет эффективные подходы к требованиям профессиональной компетенции.

Для решения проблем по реализации творческих и интеллектуальных способностей учителя и повышения качества в преподавании иностранного языка, и развития педагогического профессионализма учителей в районе создан консультативный пункт при информационно-методическом отделе района, с целью оказания помощи начинающим и молодым учителям. Выбор формы работы с молодыми учителями начинается с вводного анкетирования или тестирования.

Диагностика затруднений молодых специалистов и выбор форм оказания помощи составляется на основе их потребностей при собеседовании с методистом.

Все формы работы методиста способствуют развитию профессиональной компетенции учителя иностранного языка.

Результатом формирования педагогического профессионализма учителя иностранного языка, как условие повышения качества образования, стали показатели сдачи ЕГЭ, тестирование учащихся, участие в конкурсах и грантах, в семинарах районного, городского и республиканского уровня, участие в научно- практических конференциях , публикации по обмену опытом работы на различных сайтах, создание личных сайтов.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687