Роль районного методического объединения учителей в повышении роста профессионального мастерства педагога

Светлова Наталья Геннадьевна, методист по учебным дисциплинам
УМС ИМО по Кировскому и Московскому районам г. Казани


Настоящее время – время формирования новой школы. Реформирование школы, содержания обучения - это длительный и сложный путь. Несомненно, в процессе обучения и воспитания ключевой фигурой является учитель, а развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагога. Современная система образования предъявляет новые требования к организации образовательного процесса, требует от педагогов постоянного профессионального самосовершенствования.

В связи с изменениями в системе образования возникла необходимость поиска новых форм работы методических объединений. Интенсификация процесса обучения, внедрение новых педагогических технологий, изменение стиля работы и имиджа современного учителя требует внедрения таких форм работы, которые способствуют плодотворному общению педагогов, интенсивному росту их педагогического мастерства, развитию творческих инициатив.

Методические объединения призваны помочь учителю повысить общую культуру, теоретический уровень знаний , овладеть новыми современными методами и приёмами обучения и воспитания детей, знакомить с опытом работы лучших учителей, осуществлять систематический обзор педагогической и научно-методической литературы.


Целью создания РМО является активизация профессиональной деятельности педагогов, развитие социально ориентированной мотивации самосовершенствования и повышения качества профессиональной деятельности.

РМО как профессиональное объединение педагогов решает определенные задачи:

- создание условий для формирования у педагогов личностных мотивов профессионального роста;

- повышение квалификации педагогов;

- освоение нормативной и методической документации по актуальным вопросам образования;

- совершенствование методик проведения различных видов занятий;

- внедрение в педагогическую практику исследовательских и инновационных подходов;

- оказание помощи педагогам при разработке индивидуальных планов, авторских программ и методик;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта;

- выработка единых требований к оценке результатов профессиональной деятельности;

- совершенствование форм работы с учащимися.

- формирование у педагогов умения планировать, анализировать и прогнозировать результаты собственной деятельности;

- стимулирование исследовательской деятельности. Совершенствование мастерства и повышение качества можно достичь при реализации всего комплекса поставленных задач. Немаловажным моментом является выбор форм работы.


Основные формы работы РМО:

- заседания и информационно-методические совещания по вопросам организации обучения и воспитания учащихся; - педагогические чтения и конференции; - круглые столы, семинары по учебно-методическим вопросам, семинары-практикумы, творческие отчеты педагогов и т.д. - методические недели; - участие в педагогических конкурсах, олимпиадах; - обучающее тестирование; - мониторинг результатов ГИА, качества знаний учащихся; - школа молодого учителя;

Наиболее эффективной формой работы на современном этапе стало сетевое взаимодействие учителей через форумы профессиональных сообществ, индивидуальные сайты учителей. Профессиональное сетевое сообщество учителей – это база образовательных информационных ресурсов, место профессионального общения, обмена опытом и повышения квалификации.

Еще одна из форм повышения профессионального мастерства педагога - участие в вебинерах, где предоставляется возможность обсуждения широкого спектра вопросов, связанных с развитием педагогической науки.

Все больше в практику диссеминации педагогического опыта вместо привычных открытых уроков стал входить калейдоскоп педагогических находок - демонстрация фрагментов уроков. Одним из важнейших аспектов деятельности РМО является повышение качества образования, формирование опыта подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ.

Основной результат работы РМО – рост творческой активности учителей, а значит, и повышение качества преподавания предмета. Главным критерием оценки эффективности работы учителя является качество знаний учеников. Сегодня понятно, что никакие реформы образования не будут реализованы, если не произойдут качественные изменения в профессионализме и квалификации работников образования на всех уровнях, но, в первую очередь, в школе

Форм работы может быть множество, но главное – это результат.

А результаты работы РМО учителей гуманитарного цикла довольно значимые:

2015 год:

-Абсолютный победитель республиканского этапа конкурса «Учитель года» (Родионова Е.Б. – СОШ № 151 Кировского района)

-Победитель ПНПО РФ (Красавина Ю.В. –Гимназия № 75 Московского района)

-3 Призера ПНПО РТ (Садыков Ж.Н. – Гимназия № 122; Родионова Е.Б.– СОШ № 151; Гиниятуллин Б.Х. – Лицей – интернат № 2)

-1 место в городском конкурсе кабинетов русского языка ( СОШ № 151)

2016 год:

- Лауреат городского этапа конкурса «Учитель года» (Гизутдинова Э.Р.- Гимназия № 50)

-1 место в городском конкурсе кабинетов истории (СОШ № 32)

-1 место в республиканском конкурсе «Пятьдесят инновационных идей» (Каримов Р.Н. – Гимназия № 2)

Анализируя участие педагогов в деятельности РМО, можно выделить позитивные и негативные факторы, влияющие на их активность и, как следствие, их педагогическую компетентность

Позитивные факторы.

-Учет при планировании деятельности РМО результатов мониторинга образовательных и информационных потребностей педагогов, тем самообразования учителей;

-Единая для всех ШМО методическая тема, соответственно общие цель и задачи;

-Использование современных средств коммуникации.

Негативные факторы:

-Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов для решения новых образовательных задач;

-Низкая мотивация педагогов к участию в работе РМО;

-Отсутствие в ОУ мониторинга участия педагогов в работе РМО;

-Неудовлетворенность педагогов уровнем проведения отдельных заседаний РМО, открытых уроков;

-Неподготовленность отдельных педагогов к обсуждению вопросов, заявленных в программах заседаний РМО.


Несмотря на негативные факторы в работе РМО, хочется надеяться, что проводимая работа увеличит рост личных достижений педагогов, послужит повышению качества педагогического мастерства и активизации творческого и профессионального потенциала каждого члена районного методического объединения учителей, окажет эффективное влияние на процесс внедрения ФГОС нового поколения.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687