Организация работы над ЕМТ в муниципальном районе: традиции и инновации

Сомова Лариса Владимировна, старший методист УМС по Советскому району ИМО Управления образования г.Казани


Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике (качество образования, его доступность, эффективные условия управления), измене­ние концептуальных ориентиров побуждают к поиску новых подходов к работе с управленческими и педагогическими кадрами. Методическая работа является важнейшим средством повышения мастерства педагогических работников. Как в современных условиях построить работу с кадрами в образовательных учреждениях и в муниципальном районе в целом? Как сделать ее более эффективной? Опыт показывает, что результативность методической работы достигается путем сочетания традиций и новаторства, во-первых, и системным подходом к ее организации, во-вторых. Работа над единой методической темой, на наш взгляд, отвечает этим требованиям.

Какова система работы над ЕМТ в Советском районе?

Работа над ЕМТ в районе традиционно характеризуется преемственностью: за последние 15 лет от изучения и внедрения современных образовательных технологий к проблеме социализации личности школьника и формированию компетенций участников образовательного процесса. Безусловно, на каждом жизненном этапе эти темы характеризовались актуальностью и отвечали запросам государства и общества.

Как выстраивается система работы над методической темой на различных уровнях: района, школы, руководителя и педагога?

Важным является подготовительный этап к реализации ЕМТ на уровне методической службы района, когда осуществляются такие мероприятия, как:

· изучение методистами литературы по выбранной проблеме;

· подготовка методических рекомендаций по реализации ЕМТ по предметам и предметным областям (в форме сборника в электронном виде)

· подготовка библиографического списка по теме;

· подготовка и проведение установочных обучающих семинаров для руководителей и учителей по ЕМТ;

· консультационная помощь УО при разработке планирования по работе над ЕМТ на 5 лет;

Методические рекомендации, разработанные методистами района, являются опорой при выборе и формулировании методической темы образовательного учреждения (школы, ДОУ или УДО), районных и школьных методобъединений, индивидуальных тем руководителей и педагогов. Поэтому ЕМТ района должна быть сформулирована довольно широко и должна отвечать потребностям учреждений всех типов, должна быть актуальна для всех предметных областей. Именно поэтому методическая тема, над которой работали учреждения Советского района в 2010-2015 г.г., была сформулирована так: «Формирование компетентности участников образовательного процесса как одно из ключевых направлений современной стратегии развития образования»

Как известно, работа над ЕМТ предусматривает определенные этапы своей реализации. Для этого был разработан перспективный план на 5 лет, в котором были обозначены основные задачи на каждый год. Опираясь на условия успешного осуществления методической работы, образовательным учреждениям был предложен следующий алгоритм планирования работы по реализации ЕМТ в ОУ, который предусматривает диагностический этап, этап теоретического исследования проблемы, практический этап и этап обобщения и подведения итогов по проблеме, распространения положительного педагогического опыта.

Опыт работы над предыдущими ЕМТ показал, что оптимальными условиями эффективной реализации ЕМТ в частности и модели методической службы в целом являются следующие условия:

· диагностический подход в работе с кадрами;

· дифференцированный подход в работе с кадрами;

· методико-тематическая преемственность;

· технологический подход к организации работы над ЕМТ;

· разработка методического продукта

В связи с тем, что ведущие направления в развитии образования могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования управленческой и педагогической деятельности руководителей, педагогов образовательных учреждений, система непрерывного образования - в центре внимания методической службы школьного и районного уровня. Как построить систему работы с кадрами в районе, насчитывающем более 130 образовательных учреждения и свыше 4300 руководящих и педагогических работников?

Один из путей решения проблемы мы нашли в реализации районных проектов для руководителей ОУ:

· для директоров ОУ проект «Презентация управленческого опыта директора школы» (2013-2015г.г.), где была представлена многоаспектная управленческая деятельность директора, в частности, на семинарах в лицее №159, 121, гимназии №140, СОШ №141, 84. Тематика семинаров была связана с вопросами создания условий для реализации различных образовательных программ и инновационных проектов, подготовкой к переходу на ФГОС НОО и ООО, развитием системы воспитательной работы.

· 2 методических проекта по развитию управленческой компетентности заместителей директоров по учебной работе:

· 2011-2012уч.г. – «Компетентностная педагогика в 21 веке»

· 2012-2015 г.г – «Формирование инновационной культуры педагога «Новой школы»

Проект «Компетентностная педагогика в 21 веке» реализовывался через цикл проблемных семинаров, разработанный на основе материалов Международных курсов Центра «Обучение без границ» (Монреаль, Канада). Семинар проводился на 2-ом этапе разработки единой методической темы под руководством заведующей ИМО Сомовой Л.В. совместно с тьютором по работе с зам.директорами Гирфанутдиновой Н.М., зам.директора по УР гимназии №8, прошедших обучение на этих курсах. Тематика семинаров: «Эволюция педагогики в условиях меняющегося мира», «Современный урок в контексте педагогического менеджмента», «Современный урок в проекции таксономии Блума». Семинары носили не только теоретический, но и практикоориентированный характер. Зам.директорам, в частности, предлагалось с опорой на справочные материалы, схемы, алгоритмы разработать различные учебные задания в соответствии с таксономией Блума. Групповая форма работы способствовала помимо формирования технологической компетентности развитию навыка профессионального сотрудничества.

Проект «Формирование инновационной культуры педагога «Новой школы» осуществлялся совместно с тьюторами по работе с зам.директорами Гиматутдиновой И.Л. (СОШ №141) и Гирфанутдиновой Н.М. (гимн. №8). Работа проводилась по 2 актуальным направлениям: инновационная деятельность ОУ и введение ФГОС нового поколения. Эти направления были определены на основе диагностики затруднений зам.директоров, которые выявились в результате их анкетирования и собеседования.

Таким образом, работа с руководителями ОУ соответствовала упомянутым выше оптимальным условиям эффективной реализации ЕМТ.

В соответствии с районной ЕМТ на основании рекомендуемого методической службой района перечня были выбраны методические темы и для районных методических объединений, которые раскрывали различные аспекты методической проблемы района. Например:

РМО педагогов ДОУ: Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОО в условиях введения и реализации ФГОС ДО

РМО учителей предметов гуманитарного цикла: Управление повышением качества образования на основе компетентностного подхода к преподаванию предметов гуманитарного цикла

РМО учителей естественно-математического цикла: Формирование компетентности учителей естественно-математического цикла как основа качества образования учащихся.

Следует отметить, что согласно принципу методико-тематической преемственности были сформулированы темы школьных методобъединений и индивидуальные темы руководителей и педагогов.

Диагностика уровня предметной, методической компетентности педагогов, их профессиональных затруднений позволила сформулировать тематику школьных и районных методических семинаров, заседаний методсоветов района и школ. Как пример, тематика нескольких семинаров, проведенных в 2014-2015 учебном году:

- «Формирование многофункциональных компетентностей на уроках английского языка через активизацию коммуникативных и познавательных способностей» (гимн.№8)

- Развитие мотивации учащихся к изучению языка через использование педагогических технологий, основанных на деятельностном подходе обучения (СОШ №15)

- Формирование базовых компетенций на уроках математики и физики.

- Компетентностный подход в организации проектной деятельности учащихся на уроках татарского языка и литературы (СОШ №171)

- Создание новой образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетенций школьников и повышение качества обучения в условиях реализации нового стандарта образования» (гимн. №140)


Традиционная форма районного семинара, заседания педсовета или методсовета в школе в последние годы все больше обогащается за счет использования при его проведении активных, практикоориентированных форм и приемов работы, в т.ч. обучающих структур «Сингапурского проекта». Опыт проведения заседаний различных профессиональных объединений с использованием таких приемов, обучающих структур был представлен на районном семинаре зам.директоров в гимн.№8. Использование этих приемов, структур в методической работе способствует активизации деятельности педагогов, повышению уровня их познавательной мотивации, нацеленности на результативность профессиональной деятельности, а следовательно, на повышение компетентности.

За последние 5-7 лет более широко стали использоваться такие формы, как мастер-класс, семинар-тренинг, творческий отчет педагога или школьного методобъединения, круглый стол, семинар-поиск. Примером коллективного поиска решения проблемы является районный семинар-поиск учителей физкультуры, организуемый на базе одной из школ, где учителя разных ОУ демонстрируют свои методические находки, показывая уроки или фрагменты уроков по принципу конкурса «Учитель года», т.е. на уроках с учащимися данной школы.

Одним из важнейших направлений деятельности методслужбы стало методическое сопровождение введения ФГОС на базе пилотной площадки по опережающему введению ФГОС ООО в СОШ №141, где в течение ряда лет проводятся мероприятия районного, городского, республиканского уровней для различных категорий руководителей и педагогов, работа ресурсных центров по подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ/ОГЭ на базе лицея №110, гимназии №93, СОШ №84, комплекс мероприятий в рамках программы «Одаренный ребенок» (районные, городские и республиканские научно-практические конференции и юношеские чтения, интеллектуальные и творческие конкурсы, олимпиадное движение, районный праздник «Звездный круг»), система педагогической аттестации – все это способствует формированию и развитию компетентности как педагогов, так и учащихся.


Реализация ЕМТ в течение 5 лет требует постоянного мониторинга и подведения промежуточных результатов. В связи с этим, традиционными в районе стали большие общерайонные методические мероприятия, которые охватывали все уровни образовательной (дошкольное, общее и дополнительное образование) и методической (РМО педагогов и руководителей в форме секционных и пленарных мероприятий) систем.


Учебный год

Этап реализации темы

Форма итогового мероприятия

тема

2010-2011

Диагностико-теоретический

Педагогические чтения «Формирование компетентности участников образовательного процесса как одно из ключевых направлений современной стратегии развития образования»

20.04.2011г.

МБОУ «СОШ №171 с углубленным изучением отдельных предметов»

2011-2012

Обучающе-практический

Круглые столы по проблемам

24.04 – 6.05.2012г.

7 площадок на базе ОУ и ИМО

2012-2013

Внедренческий

Панорама управленческого и педагогического опыта по ЕМТ

20.04 – 30.04.2013г.

6 площадок на базе ОУ и ИМО

2013-2014

Обобщения ППО

Фестиваль инновационных проектов

23.04.2013г.

на базе МБОУ «Гимназия №125»

2014-2015

Распространения ППО

Презентация опыта РМО

25-26.08.2015г.


Это педагогические чтения, круглые столы по проблемам, панорама управленческого и педагогического опыта, фестиваль инновационных проектов.

Следует отметить, что инновационные формы работы над единой методической темой обогащают методическую жизнь в районе и образовательных учреждениях. Остановимся на некоторых из них.

Тьюторство. Деятельность тьютора, а чаще тьюторской команды при реализации инновационных идей, концепций, программ, проектов стала весьма популярна. Зачастую она представляет собой каскадную модель. Впервые такая модель была использована при проведении районных курсов Intel «Обучение для будущего» по направлению «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века». Традиционна для нашего региона схема, а именно:

1) Обучение районного тьютора

2) Подготовка районным тьютором школьных тьюторов в количестве 50 человек (в нашем районе было обучено 84 человека и 38 руководителей)

3) Обучение школьными тьюторами педагогов школы.

Такая модель позволила в начале работы над единой методической темой «Формирование компетентности участников образовательного процесса как одно из ключевых направлений современной стратегии развития образования» в 2010-2011 уч.г. решить проблему развития информационно- коммуникационной компетентности педагогов.

Каскадная модель тьюторской поддержки используется на протяжении 4 лет в работе с зам.директорами по УР. Подготовка районных тьюторов по работе с данной категорией руководителей проводилась в 2011-12 уч.г. в ГИДЦ (городская методическая служба до 2014 года). Затем тьюторами совместно с методической службой района были разработаны и реализованы в течение 4 лет 2 проекта: «Формирование инновационной культуры педагога «Новой школы» (тьютор Гиматутдинова И.Л., зам.директора по УР СОШ №141, ныне директор школы) и «Компетентностная педагогика в 21 веке» (тьютор Гирфанутдинова Н.М., зам.директора поУР гимназии №8). Выбор проблематики данных проектов очевиден: введение ФГОС НОО и ООО требовал огромной подготовки в плане осознания, принятия идей и концепций новых образовательных стандартов, проведения организационно-методических мероприятий в педагогических коллективах ОУ, подготовки нормативно-правовой, дидактической, технологической баз. Инновационная деятельность в ОУ стала необходимой составляющей деятельности ОУ в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», где имеется соответствующая статья. Формы работы – теоретические и обучающие семинары с использованием интерактивных и групповых технологий. Тематика занятий по проекту «Формирование инновационной культуры педагога «Новой школы» (подпроект «Введение ФГОС ООО»)

1. Новые цели и ценности современного образования: Федеральный государственный стандарт основного общего образования.

2. Образовательные технологии деятельностного типа как условие достижения нового образовательного результата.

3. Организационные модели реализации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО и ООО

4. Введение ФГОС в основной школе: управленческий аспект


Подобная каскадная модель деятельности по повышению профессионализма руководителей и педагогов нашла свое воплощение и в других проектах: при создании тьюторских команд педагогов-предметников по ФГОС ООО, старших воспитателей ДОУ по проблеме формирования управленческой культуры старшего воспитателя в рамках реализации ФГОС ДО, учителей татарского языка для работы по методике Мещеряковой при обучении татарскому языку русскоязычных детей. В частности, тьюторская команда по ФГОС ООО совместно с методической службой района (методисты Токарева Г.Э., Фатхеева Ф.М.) разработали и продолжают реализовывать программу по методическому сопровождению введения ФГОС ООО. Инновационной формой работы тьюторской команды стало использование социальных сетей с целью оказания консалтинговой помощи (группа Вк).

Как известно, содержательно-образовательный консалтинг развивается в следующих направлениях (по мнению, Н.В.Василенко):

· Педагогический консалтинг

· Социально-педагогический консалтинг

· Психологический

· Управленческий консалтинг

Остановлюсь на управленческом консалтинге, который осуществляется в области реализации инновационного проекта в ОУ. Диагностика затруднений руководителей ОУ выявила проблемы в области формулирования темы инновационного проекта, определения ее актуальности и востребованности, разработки механизма его реализации. В связи с этим экспертиза потребностей и возможностей ОУ в инновационном направлении, индивидуальные консультации с руководителями (директорами, заместителями директора, курирующими вопросы методической или инновационной деятельности) позволяют сформулировать тему инновационного проекта, разработать его, составить информационную карту инновационного опыта.

Помимо этой формы образовательный консалтинг предполагает организацию системы работы по предоставлению информации по конкретной проблематике. Ярким примером такого вида консалтинговой помощи является разработка методической службой района на 1-ом этапе реализации ЕМТ сборника методических рекомендаций по реализации ЕМТ. Районной методслужбой были разработаны 2 сборника по проблемам, над которыми район работал в 2005 – 2010 г.г. и в 2010-2015 г.г. Ценным в этих сборниках является как теоретический, так и практический материал: алгоритм деятельности педколлектива по реализации ЕМТ, рекомендации методистов по направлениям и предметным областям, перечень рекомендуемых для ОУ и ШМО методических тем, список литературы. Такие материалы помогают руководителям и педагогам сориентироваться в актуальной проблематике.

Кроме этого, предложенный образовательным учреждениям материал по актуальным управленческим и педагогическим проблемам представлен на сайте УМС по Советскому району: организация внутришкольного контроля, аналитическая деятельность заместителя директора, анализ современного урока, анализ и планирование деятельности школьного методического объединения и другие.

Таким образом, анализируя систему методической работы, приходим к выводу, что гармоничное сочетание традиционных и инновационных подходов к организации и содержанию методической работы дают положительный результат, что находит отражение в педагогической аттестации, результатах профессиональных конкурсов.

За 5 лет категорийность педагогов повысилась за 5 лет на 5,3 %.

В профессиональном конкурсе «Учитель года» за 5 лет в районном этапе участвовали более 500 человек, победителями и призерами городского конкурса стали 23 человека, из них 10 педагогов в 2016 году. 10 человек в течение 5 лет стали номинантами городского конкурса. В районном конкурсе «Молодой учитель года», который проводится в районе 10 лет, за 5 лет приняли участие 75 человек, 40% из них стали победителями и призерами. Конкурс показывает, что молодые учителя – интересные, перспективные педагоги.

292 педагога за 4 года стали победителями республиканского конкурса на соискание гранта «Наш лучший учитель», 83 педагога явились грантополучателями гранта «Наш новый учитель», 10 директоров стали победителями конкурса на соискание гранта «Наш лучший директор», из них 2 директора дважды.

Дважды за 5-летний период успехом были отмечены выступления педагогов на республиканском конкурсе «Учитель здоровья» в 2012 году (лицей №159 – победитель, ставший призером Всероссийского конкурса – 2 место) и в 2015 году (СОШ №167 – 2 место в РТ). Ежегодно учителя татарского языка становятся призерами республиканского и Всероссийского конкурса учителей родных языков «Мастер-класс».

За последние 5 лет победителями ПНПО стали 10 педагогов ОУ района, 16 педагогов стали лауреатами премии Президента РТ.

Успешный учитель формирует и воспитывает успешного ученика.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687