Консалтинговые центры как ресурс повышения качества образования

Бронникова Эльвира Камилевна, старший методист УМС ИМО
Управления образования г.Казани по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам


Внедрение целостной многоуровневой системы независимой оценки качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результатов работы образовательных учреждений, продолжает оставаться одним из приоритетных направлений деятельности Учебно-методического сектора Информационно-методического отдела и отдела образования Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г.Казани.

Результаты единого государственного экзамена сегодня – это один из основных индикаторов, определяющих эффективность деятельности не только учреждения, но и муниципалитета.

Основным элементом внешней оценки образовательных достижений школьников является государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего и основного общего образования. От системной работы в части ее организации и проведения, а также подготовки к ней выпускников во многом зависит уровень качества образования в целом.

Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ - целенаправленный и планомерный процесс.

В районе проводится комплекс мер по повышению качества общего образования:

В основу планирования работы УМС ИМО по подготовке к ГИА был положен анализ результатов итоговой аттестации прошлого учебного года.

- Издана и доведена до образовательных организаций аналитическая брошюра «Государственная итоговая аттестация выпускников 9, 11-х классов общеобразовательных учреждений Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г.Казани» (издается ежегодно)

- Разработана «Дорожная карта» по подготовке и проведению ГИА

- На сайтах образовательных организаций в информационной системе «Электронное образование в РТ» созданы разделы по подготовке к ГИА, где размещаются нормативные документы, регламентирующие организацию ГИА

- Скорректирована база данных по учителям выпускных классов

- Организована работа с учителями по подготовке учащихся к ЕГЭ через семинары-практикумы, мастер-классы (100%), участие в вебинарах

- Организация собеседования с руководителями ОУ и заместителями по итогам учебного года при главе Администрации и заместителе главы Администрации

- Оказание методической помощи по проблемам организации внутришкольного контроля с учетом содержания ЕГЭ

- Проведение инструктивно-методических совещаний с заместителями директора по УР, с руководителями РМО, ШМО, учителями-предметниками по вопросам подготовки учащихся к ЕГЭ

- Работа консультационных пунктов.

- Работа с педагогами–психологами по психологическому сопровождению обучающихся при подготовке к ЕГЭ.

- Направление на обучение 20 экспертов и 400 учителей-предметников выпускных классов


Определяющим необходимым условием для качественной подготовки учащихся к ЕГЭ является профессиональная компетентность учителя, которая проявляется в степени владения теоретическими основами предметной области, обеспечивающими возможность грамотного отбора тренировочных контрольно-измерительных материалов, моделирования разнообразных типов заданий, адекватных целям подготовки и обязательном конструктивном анализе ошибок и неточностей, допускаемых учащимися при выполнении заданий.

С целью оказания методической помощи учителям выпускных классов в системе подготовки учащихся к промежуточной и государственной итоговой аттестации в 2015/2016 учебном году на базе школ районов работали консалтинговые центры по русскому языку (шк.38, г.36), математике (л.145, 177), иностранным языкам (шк.33, 165), которые осуществляли свою деятельность в соответствии с разработанным планом работы.

Учреждения выбраны по стабильным высоким результатам итоговой аттестации, наивысшему среднему баллу по профильным классам, кадровому составу учителей, материально-техническому оснащению.

Форма плана работы консалтингового центра

Наименование мероприятия

Форма распространения опыта

Сроки

Категория участников

Предполагаемый продукт

Ответственные


В течение учебного года в целях распространения передового педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ на базе центров было проведено более 50 мероприятий от лекций до семинаров-практикумов, тренингов (консультирование педагогов по проблемам подготовки учащихся к ЕГЭ в различном формате: групповые, индивидуальные, сетевые, скайп – консультирование; семинары, мастер – классы, практикумы, творческие лаборатории, круглые столы, тренинги, индивидуальное наставничество, деловые игры, стажерство). В работе центров были привлечены представители экзаменационного центра, эксперты по проверке ЕГЭ, специалисты РЦМКО, преподаватели ВУЗов, тьюторы и эксперты по проверке ГИА из числа учителей района (математика-10, русский язык- 11, химия-1, география – 3, история-4, иностранные языки – 12, физика-3, ИКТ-2, биология-4, татарский язык-4).

Общее количество тьюторов по ГИА-12, 55 экспертов по всем предметным линиям, которые прошли обучение при РЦМКО «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам основного и среднего общего образования» (36ч), «Повышение роли экспертного сообщества в формировании региональной системы оценки качества образования», ПМЦ ПКиПП РО ФГАОУ ВПО КФУ «Методика эффективной подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ» (24ч) и ИРО РТ «Подготовка тьюторов ЕГЭ» (72ч).

В районе создан банк данных центров консалтинговой поддержки, на каждый из них была составлена информационная карта, в которой кроме общей информации содержится также краткое описание ресурсного обеспечения и продукты деятельности центра за учебный год.

Информационная карта консалтингового центра

1

Полное наименование ОО


2

Образовательное учреждение, на базе которого создан центр


3

Руководитель образовательного учреждения, должность


4

Руководитель консалтингового центра, должность


5

Контакты руководителя центра


6

Цель работы консалтингового центра


7

Срок функционирования


8

Категории слушателей, с которыми работает центр


9

Краткое описание ресурсного обеспечения


10

Продукты деятельности консалтингового центра


В деятельность центров входили лекции, семинары-практикумы, тренинги. Данная работа строилась на основе дифференциации: для молодых учителей-предметников, для учителей, не имеющих опыт работы в подготовке учащихся к ЕГЭ, для учителей, обучающиеся которых показали низкие результаты. В основе программ лежали такие темы как: «Методы решения геометрических задач 2 части ОГЭ и ЕГЭ», «Решение задач по математике (ЕГЭ, задачи №19)», «Решение задач ч.2. ЕГЭ», «Система подготовки обучающихся с низкими учебными возможностями к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ», «Решение задач 2-й части КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня «Уравнения и неравенства», «Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку», «Проведение пробного итогового сочинения по литературе», «Методические рекомендации по написанию сочинения в рамках ОГЭ (15.1; 15.2; 15.3)», «Основные требования к написанию сжатого изложения в рамках ОГЭ, критерии оценивания».


Результатом такой работы стала положительная динамика сдачи выпускниками ГИА-2016.

Средний балл по русскому языку выше городских и республиканских показателей в Ново-Савиновском районе.

Также как и в прошлом году, в городском рейтинге по критерию среднего балла Ново-Савиновский район занимает вторую позицию, Авиастроительный район – пятую.

Средний балл по русскому языку объединенного района равен 73,8 (положительная динамика – на 2,8 балла по сравнению с 2015 годом) и это вторая позиция в городе.

Следует отметить, что системная, целенаправленная работа методистов учебно-методического сектора, образовательных учреждений по вопросам подготовки выпускников к итоговой аттестации позволила 28 (более 70%) учреждениям улучшить собственные показатели прошлого года. Причем увеличение среднего балла более чем на пять баллов наблюдается в этом году в 11 школах (шк.№23, 49, 62, 112, 113, 147, 165, 170, г.№14, 155, л-и №7). Обобщение опыта работы педагогов данных школ включен в план работы УМС ИМО на 2016/2017 учебный год.

Выявлены учреждения, которые имеют низкие результаты в течение трех лет: г.№10, шк.№60, 113, 115, 147. С педагогами этих школ ведется индивидуальная методическая работа и за каждым из них закреплен наставник из числа школ, в которых выпускники показали высокие результаты: г.№36, 37, шк.62, л.145, л.177).

В целом, можно сделать вывод о том, что основные компоненты содержания языкового образования на базовом уровне осваивает подавляющее большинство школьников. Это является, несомненно, положительным результатом ЕГЭ и свидетельствует о достаточно высоком уровне обучения русскому языку в школах районов, об эффективности работы методистов с учителями по вопросу подготовки учащихся к сдаче ГИА, по освоению новых подходов к оценке качества образования, новых видов контрольно-диагностических работ в ежедневной практике.

Второй год ЕГЭ по математике разделен по уровню сложности на базовый и профильный. Результаты ЕГЭ по математике базового уровня в этом году в учреждениях Авиастроительного и Ново-Савиновского районов существенно улучшились.

Средние значения по математике базового уровня объединенного района в 2016 году (средняя оценка и доля выполнивших работу на «5» и «4») выше показателей других районов г.Казани.

Средний балл ЕГЭ по математике профильного уровня по сравнению с прошлым годом увеличился в Ново-Савиновском районе, в Авиастроительном – понизился. Низкие результаты в течение трех лет имеют: шк.№115, 119, 134. Причин несколько: смена кадров, приход молодых специалистов, недостаточный внутришкольный контроль со стороны администрации. Методист по естественно-математическому циклу разработал программу отработки западающих зон педагогов, затем проводил с ними индивидуальную работу по мониторингу в форме ЕГЭ.

В связи с тем, что базовый и профильный уровень отличаются, уделялось внимание решению задач преимущественно профильного уровня. Большая помощь была оказана учителями – тренерами, экспертами по проверке работ на протяжении всего учебного года. А также организованы тренировки самих учителей в режиме он-лайн на сайте ФИПИ.

Очевидно, что разъяснительная работа о том, что такое профильный экзамен и где он применим, в этом году была проведена на должном уровне. Этот факт ярко демонстрирует наличие культуры чтения и трактовки нормативных документов как у потребителей образовательной услуги (учащиеся, родители), так и в профессиональной среде (педагоги, администрация школ, сотрудники органов управления образования).

Средний балл по математике профильного уровня объединенного района равен 54,3 (положительная динамика – на 2,8 балла по сравнению с прошлым годом) и это 2-я позиция в городе.

Следует отметить, что средний балл ЕГЭ по математике по сравнению с прошлым годом увеличился в 24 учреждениях. А в десятке лучших результатов ЕГЭ по русскому языку и математике одновременно г.7, л-и 7, г.36, л.145, л.177, ш.165.

По результатам итоговой аттестации учащихся проведен глубокий анализ, поставлены серьезные задачи на следующий учебный год. На основе «Дорожной карты» района каждое учреждение разработало индивидуальную «Дорожную карту» по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего и основного общего образования, запланированы работа с кадрами, родителями и работа психолога со всеми участниками ГИА.

В 2016/2017 учебном году на базе школ районов начали работу восемь консалтинговых центров: школа №23 - по русскому языку, школа №146 – по математике, школа №9 – иностранные языки, школа №170 – по химии, лицей №145 – по физике, гимназия №37 – по биологии, лицей №177 – по информатике, лицей-интернат №7 – по истории и обществознанию.

В плане на этот учебный год 9 семинаров по всем предметным линиям на базах л.145, 177, г.7, 36, шк.9, 170, 179, л.177, л-и7.

Идея создания центров оправдывает себя, так как ведется деятельность по обеспечению методического сопровождения работы педагогов, направленная на эффективную подготовку учащихся к ЕГЭ и ГИА, следовательно, на повышение качества образования в районе.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687