Развитие конкурсного движения в муниципальном образовании как фактор повышения качества образования, воспитания и развития личности

Муратова Елена Николаевна, методист по кадровой работе и аттестации
педагогических работников УМС ИМО УО г. Казани по Советскому району


Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения, на современном этапе, является повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога, формирование разносторонней и полноценной личности ребенка, развитие его творческих способностей, что достигается посредством организации системы инновационных факторов.

Учитель, который работает в современной школе – это профессионал - предметник, способный освоить на хорошем уровне новые технологии, программы и даже новые учебные дисциплины.

Учитель сегодня – это и классный руководитель, умеющий находить новые формы работы с детьми, грамотно выстраивающий воспитательную концепцию, ориентированную на развитие творческой, толерантной, способной к самоопределению личности.

Учитель школы – это и автор-разработчик новых программ, проектов, элективных курсов – несомненно, инноватор, живо реагирующий на происходящие в отрасли изменения.

Человеческий потенциал, человеческий фактор – во всех областях деятельности является важной составляющей успеха, но в образовании - это основа основ, первое и главное условие эффективной образовательной деятельности, а значит и определяющий фактор развития общества.

Одним из таких факторов является конкурсное движение. Конкурсное движение муниципальной системы образования является одним из путей стратегии стимулирования педагогических работников на саморазвитие, самосовершенствование, повышение профессионального мастерства. Стимулом к профессиональному совершенствованию должно стать не только и не столько повышение социального статуса, сколько самоценность образования, удовлетворение растущих познавательных интересов, самореализация педагога в профессиональной деятельности.

Если говорить о конкурсах на соискание ведомственных грантов педагогам, демонстрирующих высокие результаты деятельности, уже сам факт их появления, популяризации и демократичного характера их распределения, обеспечил создание в системе общего образования здоровой конкурентной среды, без которой было бы невозможным прогрессивное развитие отрасли.

В 2015-2016 учебном году методистами Советского района проведена масштабная работа по мотивированию на дальнейший профессиональный рост педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационные категории.

Министерство образования и науки РТ разработало и утвердило Положение о грантовой поддержке профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан для учителей высшей и первой квалификационных категорий (гранты «Учитель-эксперт», «Учитель-наставник», «Учитель-мастер»). Успешная реализация предложенных мероприятий позволила создать в образовании пространство для карьерного роста и реализации творческой инициативы педагогов, сделало его привлекательным для молодых и перспективных специалистов.

В 2016г. трое педагогических работников школ Советского района г. Казани стали обладателями гранта «Учитель-эксперт», 15 - «Учитель-мастер». Победителями конкурса лучших учителей школ России в рамках ПНП «Образование» в период 2011-2016 г.г. стали 10 педагогов, Премию Президента РТ получили 18 учителей, обладателями гранта «Наш лучший учитель» стали 149 педагогов, грант «Наш лучший директор» - 5 директов, грант для молодых учителей « Наш новый учитель» получили 123 педагога образовательных организаций нашего района.

Выполнение конкурсных требований в рамках соискания грантов предполагает развитие у педагога таких профессиональных качеств, как свободное владение информационно-коммуникационными технологиями, педагогическая саморефлексия, системное и структурированное мышление, навыки самопрезентации и т. д. Кроме того, критерии получения каждого ведомственного гранта (например, подготовка победителей и призёров предметных олимпиад, реализация социально значимых проектов, наличие авторских публикаций и т. д.) побуждают учителя развивать свою профессиональную деятельность не в одном, а одновременно в нескольких творческих направлениях, что способствует его всестороннему развитию как специалиста.

К тому же для рядового школьного учителя получение гранта и то, в какой торжественной обстановке это происходит, означает, во-первых, официальное признание его заслуг и существенное повышение его статуса в профессиональном сообществе (то есть имеет место действенное моральное стимулирование роста результативности труда). Во-вторых, получение немалого денежного поощрения позволяет педагогу не только улучшить своё материальное и моральное состояние, но и в гораздо большей степени сосредоточиться на профессиональной трудовой деятельности, не думая о неизбежности подработки или смены места работы. В-третьих, выиграв грант «Наш новый учитель», начинающий специалист получает также замечательный профессиональный подарок в виде комплекта оборудования для учебного кабинета, что делает его работу интересной, творческой и современной. В-четвёртых, выиграв грант в рамках ПНПО, учитель обретает, помимо весомой денежной суммы, важные социальные гарантии в виде Почётной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации, предполагающей (при достижении выслуги лет) право на предоставление льгот, предусмотренных званием «Ветеран труда».

Бесценный положительный опыт для любого учителя составляет и участие – хотя бы один раз в жизни – в конкурсе «Учитель года».

Во-первых, выполнение педагогом высоких конкурсных требований и ознакомление с опытом своих коллег является, по мнению многих экспертов наиболее эффективной формой повышения квалификации. В отличие от участников традиционной стажировки, конкурсант является не пассивным слушателем лекции или зрителем мастер-класса, а сам непосредственно взаимодействует с учащимися, получает конкретные профессиональные комментарии коллег относительно своей наглядной практической работы, а также сравнивает её с педагогическими результатами соперников, достигнутыми в абсолютно аналогичных условиях.

Во-вторых, содержание конкурсных испытаний, в отличие от повседневной педагогической практики, побуждает учителя максимально расширить диапазон своей профессиональной деятельности. Например, приходится применять малоизвестные ранее педагогические приёмы и техники, выступать в новых жанрах, заниматься сравнительным анализом систем образования в различных государствах, серьёзно анализировать отечественное образовательное законодательство и даже дискутировать на эту тему с ведомственным и муниципальным руководством, или, независимо от того, являешься ли ты классным руководителем, необходимо провести на высоком психолого-педагогическом уровне родительское собрание, классный час и т. д. Всё это существенно обогащает мировоззренческий и педагогический «арсенал» рядового учителя, выводя его на новый уровень мышления и личностного развития.

В-третьих, форс-мажорные условия конкурса (а именно: ограниченный диапазон времени на подготовку к конкретным испытаниям, работа с незнакомыми детьми, необходимость полной импровизации при выполнении ряда неизвестных зара нее заданий и огромное количество наблюдателей) являются мощным психологическим тренингом, направленным на качественную «перезагрузку» личности педагога и переосмысление им подлинного потенциала своих возможностей.

Число участников районного этапа «Учитель года» ежегодно растет. В районном конкурсе «Учитель года Советского района – 2016» приняли участие 111 человек в 9 номинациях. «Учитель года Советского района- 2015»- 98 педагогов в 9 номинациях, «Учитель года Советского района- 2014»- 96 педагогов в 7 номинациях.

Можно условно выделить три группы педагогов. Первая – это «звезды», самодостаточные состоявшиеся педагогические личности, которые самостоятельно готовы к участию в конкурсах и требуют минимальных усилий со стороны администрации и коллектива. Вторая – опытные педагоги, владеющие уникальными методическими приемами и профессиональными качествами, но не считающими участие в конкурсах по разным причинам для себя важным. Третья группа – достаточно молодые, но уже неординарные, творческие учителя, в которых нужно вселить уверенность в свои силы. Потенциальному конкурсанту из второй и третьей условной группы необходима поддержка коллег. Для эффективного взаимодействия в команде помощников нужно распределение ролей: правильное выделение обязанностей, согласно выполняемым задачам, установление правил взаимодействия, расстановка по ролям, которые наиболее свойственны членам команды в соответствии с желанием, интересами, возможностями.

Роль руководителя образовательного учреждения состоит в том, чтобы разглядеть эту команду, скоординировать её взаимодействие на всех этапах и при наличии специальной подготовки и опыта быть наставником и первым экспертом. Серьёзных результатов учитель может добиться, когда ему помогает коллектив творческих единомышленников, стремящийся прославить свою школу, не жалея для этого времени и сил.

Зодчий строит храмы и дворцы, композитор создает музыкальные произведения, художник живописные полотна, драматург - шедевры для театра. А учитель, если он не урокодатель, а творец, создает урок как произведение педагогического мастерства.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687