Аспекты методической деятельности при организации педагогической аттестации

Соловьева Зоя Петровна, методист по кадровой работе и аттестации
УМС по Кировскому и Московскому районам г. Казани


Аттестация - это важный этап в профессиональной деятельности любого педагога, который является мощным стимулом к самообразованию, самосовершенствованию, росту методической грамотности, профессионального становления личности педагога. Отлаженная система аттестации педагогических кадров в современных условиях может рассматриваться как один из сильных факторов, стимулирующих дальнейшее развитие всей системы российского образования и каждого педагога в частности. Поэтому вопросы организационно - методического сопровождения процедуры аттестации требуют пристального внимания. От того насколько грамотно будет выстроена деятельность руководителей по работе с педагогами на местах будет зависеть конечный результат. Соответственно, помочь грамотно спланировать и организовать работу по повышению профессионального роста педагогов в учреждении – одна из задач методической службы. Для того чтобы методическая работа была успешной, она должна иметь системный, целенаправленный, планомерный и проблемно-ориентированный характер, а также строиться на диагностике - аналитической основе. С этой целью используются разнообразные формы работы, в частности с кураторами аттестации. Для них в рамках организационно – методической деятельности ежегодно проводятся инструктивно - методические семинары - совещания, где анализируются итоги аттестации педагогов, определяются задачи на новый период. Доводятся до сведения нормативно - правовые документы, обращается внимание на особенности организации процедуры аттестации педагогических работников в текущем году, раскрываются вопросы планирования профессионального роста педагогов. Продуктивной формой работы является проведение семинаров - практикумов по написанию представлений на соответствие занимаемой должности, заявлений на высшую и первую категории, заполнению Карты результативности педагога.

Проведение разъяснительной работы по всем направлениям сопровождения аттестации проходит в форме групповых и индивидуальных консультаций. Консультации по вопросам образовательного ценза, планирования, составления индивидуальных планов повышения профессионального уровня педагогов, по вопросам включения педагогов в работу региональных инновационных площадок, проведения самооценки, подготовки само презентации в рамках очной аттестации на высшую и первую категории. Актуальными остаются вопросы по определению уровня соответствия профессиональных результатов заявленной категории, нормативного обеспечения в образовательной организации аттестации на соответствие занимаемой должности.

Эффективным средством профессиональной поддержки, является консалтинг, который осуществляется в оформлении аттестационных документов, в написании заявлений на сохранение уровня оплаты труда, заполнении анкетных данных в личных кабинетов педагогов, созданию и прикреплению пакета документов информационной системе «Электронного образования». Продуктивными являются выходы в учреждения с целью оказания методической помощи в планировании повышения качественного состава педагогического коллектива, его профессионального роста, создания нормативной базы при планировании аттестационных процедур на соответствие занимаемой должности.

Одной из форм методической работы является аудит. В ходе аудита определяется соответствие аттестационных материалов педагогов, претендентов на высшую и первую квалификационную категории заявленной категории. При выходе в образовательные организации - оформление локальных актов и организация аттестации в соответствии с современными нормативно - правовыми документами. По итогам аудита выносятся рекомендации с целью устранения ошибок.

Проведение экспертной оценки профессиональной деятельности педагога является важнейшим целевым ориентиром и основанием для оценки уровня квалификации педагога согласно принятому Порядку аттестации педагогических работников. В настоящее время, когда проведение экспертизы профессиональной деятельности педагогов РТ проходит в информационной системе «Электронное образование» ответственным полем деятельности методиста является организация работы экспертов. Для них проводятся семинары - практикумы по вопросам работы в электронной системе, проведению экспертного заключения в программе. Совместно с экспертами анализируются документы аттестуемых педагогов района, готовятся предложения аттестационной комиссии, проводится мониторинг развития компетентностей аттестуемых педагогов. Немаловажной оказывается помощь методиста в определении уровня квалификации педагога на основе анализа ключевых педагогических компетенций в ситуации, когда принимать решение приходится лишь через виртуальное знакомство с педагогом.

Важным направлением в методической деятельности является аналитическая деятельность. С анализа начинается любая деятельность, им же и заканчивается. В нашей ситуации анализ качественного состава педагогов проводится дважды в год. Результаты доводятся до сведения руководителей образовательных организаций. Анализ учителей-предметников позволяет в дальнейшем наметить план мероприятий по повышению профессионального роста руководителям методических объединений. Кроме этого анализируются итоги тестирования педагогов, выявляются причины неудач. Анализ типичных ошибок при заполнении педагогическими работниками документов на аттестацию, позволяет в дальнейшем улучшить качество представляемых документов. Проведение собеседования после анализа результативности аттестуемых педагогов, позволяет скорректировать как индивидуальные планы работы педагогов на межаттестационный период, так и перспективный план повышения профессионального роста в коллективе.

Одним из важных направлений деятельности методиста является подготовка инструктивно - методических писем с разъяснениями деятельности, методических памяток с кратким описанием осуществления каких - либо функций, методических рекомендации, где на основе положительного опыта формулируются и предлагаются рациональные варианты внедрения в практику чего - то нового. Этот методический продукт предназначается как кураторам аттестации педагогов, так и педагогам, нуждающимся в разъяснении аттестационных процедур.

Останавливаясь на некоторых аспектах методической работы по организации и проведении педагогической аттестации, можно сказать, что деятельность методиста в течение года строится по следующему алгоритму:

* Проведение инструктивных семинаров, тренингов, практикумов, консультаций;

* Формирование списков на тестирование претендентов аттестации;

* Составление графика тестирования;

* Подготовка аудитории (техническое оснащение, организаторы, видеосъемка);

* Тестирование;

* Анализ результатов тестирования, собеседование по итогам;

* Проверка правильности создания Пакета документов (выбор должности, направления...выставление льготы, прикрепления документов...);

* Аудит материалов аттестуемых педагогов (возврат с рекомендациями по доработке (в информационной системе «Электронное образование»)

* Организация работы экспертов;

* Организация очных аттестационных заседаний (составление графика для очного прохождения, информационное и техническое оснащение...)

* Подготовка предложений по аттестации педагогов в аттестационную комиссию МО и Н РТ;

* Анализ.

Надеюсь, что система деятельности методиста позволит обеспечить единое пространство по сопровождению аттестации педагогических работников, что сделает данный процесс более управляемым, открытым, гласным, объективным, а значит, и более эффективным. И что самое важное, в значительной степени повысит шансы педагога на успешное прохождение аттестации, а в целом улучшит качественные показатели образовательного процесса.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687