Пути преодоления проблем, возникающих у педагогов в период подготовки к аттестации в условиях нового Порядка и требований к квалификационным категориям

Валиуллова Марина Вячеславовна, методист по кадровой работе и аттестации
УМС ИМО УО г.Казани по Вахитовскому и Приволжскому районам


Аттестация педагогических работников – очень важная процедура в оценке профессионализма и качества работы педагогов. С помощью аттестации в конечном итоге обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава образовательной организации, что влечет за собой повышение качества образования. Но зачастую педагоги не стремятся заявляться на аттестацию с целью установления соответствия уровня их квалификации первой или высшей квалификационной категории. Это объясняется рядом причин:

- стрессовый характер процедур аттестации;

- неуверенность в своих силах;

- недостаточное владение компьютером

- недостаточно практики публичных выступлений

- низкий уровень собственных программных, методических и дидактических материалов, а также транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной

Остановлюсь на двух, как мне кажется, ключевых моментах аттестационного периода.

1. Требования нового Порядка аттестации, предъявляемые к высшей квалификационной категории: транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной (см.Порядок) подразумевают, что педагог, желающий аттестоваться на высшую квалификационную категорию, должен быть включен в инновационную деятельность, особенностями которой являются личностный подход, творческий, опытно-экспериментальный характер, стойкая мотивированность на поиск нового в организации учебно-воспитательного процесса. Для этого в методической работе образовательных организаций нужно целенаправленно использовать разнообразные формы привлечения педагога к инновационной деятельности, к которым относятся:

- организация постоянно действующего научного семинара из самых актуальных проблем, над которыми работают педагоги учебного заведения;

- стажировки педагогов при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях;

- педсоветы, «круглые столы», дискуссии;

- деловые, эвристические игры с генерирования новых педагогических идей;

- творческая деятельность педагогов в методических объединениях;

- участие в научно-практических конференциях;

- обобщение собственного опыта и опыта своих коллег;

- занятия на специальных курсах повышения квалификации;

- самостоятельная исследовательская, творческая работа над темой, проблемой;

- участие в коллективной экспериментально-исследовательской работе в рамках общей проблемы, над которой работают педагоги учебного заведения.

2. Публичная презентация собственного педагогического опыта результатов работы (см.Регламент)

В современном мире способность выступать на публике и презентационные навыки являются одними из главных деловых качеств. В период подготовки к аттестации педагоги нередко переживают по поводу предстоящих выступлений во время аттестационных процедур, а многие из них настолько теряются, что не контролируют технику речи, теряют умение правильно излагать свои мысли. Такое поведение особенно касается тех педагогов, которые аттестуются впервые. Но зачастую испытывают страх публичного выступления и педагоги со стажем, не раз аттестовавшиеся на высшую квалификационную категорию. Поэтому при подготовке к аттестации обязательно надо решать и проблему преодоления страха публичных выступлений. Причины страха могут быть разного характера: социальные (недоброжелательность аудитории, неподходящая аудитория); личностные (осознание и, порой, преувеличение собственных недостатков техники речи и поведения во время выступления, недостаточная предварительная подготовка, воспоминание о прошлом неуспешном опыте, низкая самооценка, неумение правильно излагать свои мысли, склонность к пессимизму, боязнь выглядеть в глазах других несовершенным); физиологические (плохое самочувствие) и др. Работу по коррекции страха необходимо проводить специалисту – психологу. Психолог проводит анкетирование, индивидуальные беседы с педагогами. По результатам диагностики определяет группы педагогов с определенным набором характеристик: уровень тревожности, уровень самооценки, эмоциональность. И в соответствии с этим проводит профилактическую и коррекционную работу. Важным моментом является также осознание самим педагогом своего страха. Понимание того, чего он боится, уже уменьшает его страхи.

Профилактику и коррекцию страха публичных выступлений желательно проводить не только в период подготовки к аттестации, но и в течение всего межаттестационного периода. В годовой план образовательного учреждения должны быть включены мероприятия, направленные на развитие личностных качеств, коррекцию эмоционального и физиологического состояния и поведения педагогов. Администрации образовательной организации надо давать как можно больше возможности педагогам отрабатывать приемы на практике в результате выступлений на родительских собраниях, консультациях и педагогических советах; участвовать в семинарах и тренингах, беседах, ролевых играх для педагогов: «Вы искусный оратор», «Учусь владеть эмоциями», «Мое настроение».

Если педагог владеет навыками проведения презентаций, тщательно готовит речь, репетируя перед выступлением, говорит громким и уверенным голосом, он всегда будет чувствовать себя уверенно и не испытывать страха перед аудиторией.

Таким образом, преодоление проблем, возникающих у педагогов в период подготовки к аттестации через повышение качества сопровождения аттестации педагогических работников в образовательных организациях, сделает данный процесс более управляемым, прозрачным, гибким, а значит, и более эффективным. И что самое важное, в значительной степени повысит шансы педагога на успешное прохождение аттестации.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687