Педагогическая игра как форма творческой самореализации педагога

Садыкова Зульфия Фаиловна, методист по учебным дисциплинам ИМО УО г. Казани


Педагогическая игра является одной из эффективных и активных форм организации методической работы для творческой самореализации учителя. Это коллективная, ценаправленная педагогическая деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентированы на результат.

Данная форма работы позволяет не только выявить талантливых педагогов, содействовать росту профессионального мастерства участников конкурса, но и даёт мотивационный толчок для развития профессиональной культуры в целом. Игра ориентирована на личность педагога и его профессиональное развитие и саморазвитие и является практико-ориентированной, т.к. призвана совершенствовать педагогическую практику учителя и способствовать повышению уровня предметной, коммуникативной, информационной, общекультурной и правовой профессиональных компетентностей.

Педагогическая игра - это способ мотивации к профессиональному росту учителя , подготовка к более высокому уровню конкурсов профессионального мастерства.

Основными целями и задачами игры являются :

-создание креативной и творческой среды для самореализации педагогов общеобразовательных организаций;

-объединение учителей в рамках решения творческих задач;

-укрепление профессиональных связей между общеобразовательными организациями города;

-раскрытие творческого потенциала учителей образовательных организаций;

-выявление талантливых, творчески работающих учителей;

-стимулирование дальнейшего профессионального роста учителя.

-совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

В связи с тем, что учителя не всегда с желанием участвуют в традиционных методических мероприятиях, несколько лет назад мы стали организовывать и проводить на городском уровне педагогические игры для учителей-предметников.

В 2012 году была проведена первая литературная городская игра «Виктория» для учащихся старших классов и команды педагогов, которая завоевала популярность в городском образовательном пространстве. С 2014 года Информационно-методический отдел Управления образования города Казани активно внедряет в практику работы педагогической игры для учителей-предметников гуманитарного и естественно-математического циклов.

Третий год подряд проводится игра «Олимпия» для учителей-гуманитарного цикла, которая и послужила основой системного и целенаправленного проведения педагогических игр. Какова же структура педагогической игры?

Рассмотрим на примере педагогической игры для учителей истории и обществознания игру «Машина времени», которая была проведена в прошлом году, каковы этапы игры и на какие профессиональные компетентности они направлены .


Этапы проведения

Содержание

Мониторинг профессиональной компетентности

1

Визитка эпохи

Участники представляют команду района

Сформированность коммуникативной компетенции

2

«Ожившее мгновение истории»

Инсценировка исторической мизансцены из эпохи «Время великих реформ»


Сформированность культурологических компетенций

3

Что было бы, если?..

Участники команд предлагают альтернативную версию развития конкретных исторических событий эпохи. (Пример: что было бы, если не отменили крепостное право).


Уровень креативного и критического мышления

4

Интеллектуальный Лабиринт

Игра предназначена выявить не только находчивость, но и быстроту команд по выполнению заданий, связанных с историческими фактами и персоналиями Александровской эпохи.

Уровень предметных знаний

5

Конкурс «Исторические портреты».

Предполагает определение исторической персоналии времен Александра II на основе малоизвестных фактов той эпохи (Аналогия «Что? Где? Когда?» - предполагается участие всей команды).


Уровень предметных знаний

Если же рассмотреть возможности педагогической игры для учителей физики «Физический калейдоскоп», то необходимо указать экспериментальную деятельность.


Этапы проведения

Содержание

Мониторинг профессиональной компетентности

1

Визитка

Представляют команду района (кто, откуда, достижения, чем интересны)

Уровень коммуникативной компетенции

2

Экспериментаторы. Видеосюжеты физических экспериментов и демонстраций

Участники команд должны продемонстрировать не только знания и экспериментальные умения, но и творчески преподнести эксперимент.

Раскрытие творческого потенциала учителей

3

Физика в мимике и жестах

Игра предназначена выявить не только находчивость, но и быстроту команд по выполнению задания.

За минуту игрок одной из команд мимикой и жестами должен продемонстрировать какое-либо физическое явление. Участникам других команд необходимо назвать это явление.


Уровень творческих способностей

4

«Мастер класс»

За определённое время команды должны решить задачу и представить наиболее эффективный метод её решения. Каждая команда вытягивает билет с задачкой в формате ЕГЭ . В этом конкурсе команды должны проявить себя не только знатоками предмета, но и умением доступно объяснить

Уровень предметных знаний и умений применять наиболее эффективные методы и приёмы


На текущий учебный год запланировано проведение педагогических игр и конкурсов для учителей-предметников образовательных организаций города по следующим направлениям:

- «Вектор успеха» - для учителей физико-математического и естественно-научного циклов;

- Творческий конкурс «Виват, иностранные языки!»- для учителей иностранных языков

- Игра-соревнование «Дружина», посвящённое Дню защитника Отечества -для учителей физкультуры и ОБЖ;

-«Педагогический турнир» - для педагогов дополнительного образования.

Диссеминация опыта проведения таких игр вызывает живой интерес среди представителей педагогического сообщества различных регионов РФ и РТ и этим объясняется участие команды Иннополиса в играх «Олимпия», «Машина времени» . Мы открыты и приглашаем участвовать в наших педагогических играх.

Необходимо также отметить, что в последние годы в городе Казани возросло число молодых участников, принимающих участие на Всероссийских конкурсах профессионального мастерства, и при этом достигая высоких результатов. В 2016 году абсолютным победителем регионального этапа и лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года 2016» стал Филатов Иван Александрович, учитель истории и обществознания Гимназии № 90 Советского района . Абсолютный победитель городского этапа и призёр регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года 2016»- Сапарова Ксения Игоревна, учитель биологии СОШ № 35 Приволжского района. Победитель номинации «Педагогический дебют» конкурса «Учитель года-2016» в г. Казани и РТ - Депутатова Анастасия Петровна ,учитель изобразительного искусства школы № 119 Авиастроительного района. В апреле 2016 г. в г. Ульяновске прошел первый Чемпионат региональных учительских команд «ЧЕРУК-2016», в котором приняла участие команда Казанских учителей «Педагогический навигатор». Чемпионат был призван объединить профессиональные педагогические сообщества нашей страны для выявления наиболее эффективных моделей инновационной педагогической практики. В команду г.Казани вошли молодые учителя нашего города учителя русского языка и литературы, физики, биологии и географии . Всего в Чемпионате приняло участие 22 команды из 21 субъекта РФ. Команда «Педагогический навигатор» показала хороший результат на Чемпионате, продемонстрировав свое педагогическое мастерство в четырех конкурсных испытаниях и представив жюри и конкурсантам других команд уровень профессионального мастерства учителей города Казани.

Добиться высоких результатов может каждый. Главное - творчество и постоянное совершенствование своей работы.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687