Конкурсное движение как ресурс профессиональной самореализации педагога

Яранова Людмила Михайловна, старший методист УМС ИМО УО г. Казани по Кировскому и Московскому районам, Заслуженный учитель РТ


Сегодня становится очевидным, что обществу нужен педагог мобильный, стремящийся к непрерывному образованию и совершенствованию личностных и профессиональных качеств.Это побуждает педагога к определенным усилиям в области саморазвития, росту педагогического профессионализма. В решении этой проблемы положительную роль играют конкурсы профессионального мастерства.

Конкурсы нужны педагогам потому, что:

- создают условия для повышения квалификации педагогов;

- являются местом встреч, расширяют возможности для профессионального общения;

- способствуют самореализации, дает импульс к дальнейшему творческому саморазвитию;

- выявляют творческих, инициативных людей;

- повышают престиж учительской профессии;

- способствуют выявлению и изучению новых направлений теории и практики в области образования.

А самое главное – повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагога.

Через какие этапы проходит педагог в процессе участия в конкурсе?

1. Вхождение педагога в конкурс, на котором происходит осознание своих возможностей и готовность участвовать в конкурсе профессионального мастерства.

2.Собственно конкурсный, на котором происходит раскрытие личностных, профессиональных качеств конкурсанта, его утверждение в условиях конкурса.

3.Постконкурсный, на котором осуществляется прогнозирование дальнейшей деятельности конкурсанта, происходит осмысление профессиональных ценностей, необходимости роста профессиональной мастерства.

Какова роль методической службы и методиста в оказании помощи и поддержки педагога, решившегося принять участие в профессиональном конкурсе?

В районе сложилась определённая система методического сопровождения педагогов в профессиональных конкурсах.Специфика методического сопровождения педагога выражается в гибком реагировании на степень профессиональной готовности участника к конкурсу и направлена на развитие профессионализма педагога; формирование мотива достижения успеха в конкурсе и в постконкурсный период.

На мой взгляд, можно выделить 3 группы педагогов:

Первая – это самодостаточные, состоявшиеся педагоги, которые готовы к участию в конкурсах и требуют минимальных усилий со стороны администрации, методической службы.

Вторая – опытные педагоги, владеющие методическими приемами и профессиональными качествами, но не считающими участие в конкурсах, по разным причинам, для себя важными.

Третья группа – достаточно молодые и неординарные, и те педагоги, которые участвуют в конкурсе по принуждению администрации. В этих педагогов нужно вселить уверенность в свои силы.

Для эффективного продвижения педагога к высоким результатам в конкурсном движении необходимо продюссирование.

Продю́сер (от англ. producer — производитель, товаропроизводитель, изготовитель) — специалист, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) аспекты деятельности, регулирует политику при выполнении.

Продюсер – виртуоз целеполагания.

Цель выражает образ желаемого будущего. Продюсер не просто формулирует цели, он управляет будущим. Управление будущим определяет в свою очередь содержание любой проектной деятельности.

Механизм продюссирования как направление методической работы предполагает 7 взаимосвязанных действий, которые можно было бы объединить девизом «От идеи - до результата»:

1. Выявление носителей настоящих или будущих высоких профессиональных достижений на основе анализа деятельности педагогов в профессиональном сообществе;

2. Вдохновление педагога на активную и напряженную продуктивную деятельность.

3. Создание команды единомышленников, готовых поддержать оригинальную авторскую идею с целью ее дальнейшего продвижения;

4. Организация коучинга педагогов с целью доведения совместно с автором егоидеи до продукта;

5. Организация экспертизы продуктов педагогов (возможно не один раз);

6. Организация издания /публикации авторских продуктов;

7.Создание условий для участия педагогов с высокими профессиональными достижениями в событиях регионального (конференциях, выставках, курсах повышения квалификации, семинарах) и выше уровней с представлением возможности презентации своего опыта или авторских продуктов.

В условиях конкурса наиболее важными и значимыми являются, на мой взгляд, четыре первых действия. Разберем их.

1.Выявление носителей настоящих или будущих высоких профессиональных достижений на основе анализа деятельности педагогов в профессиональном сообществе.

Традиционно в сентябре мы проводим собеседование с администрацией школы (это прогнозирование методической работы на новый учебный год). Одним из вопросов в рамках собеседования является участие педагогов в профессиональных конкурсах. Нам предлагаются списки учителей – участников. Затем представители педагогических сообществ (руководители РМО, победители конкурсов, наставники, методисты) знакомятся с будущими конкурсантами на основе анализа деятельности педагога в профессиональном сообществе, личного сайта, посещенных уроков, личной беседы. Увидеть педагога, пусть пока молодого и неопытного, - задача методиста. А для этого нужно самому хорошо разбираться в стратегии и сущности государственной образовательной политики.

2. Вхождения педагога в конкурс.

Отношение педагогов к конкурсному движению различно. Одним нравится соревноваться, ощущать азарт борьбы, находиться в ситуации успеха, демонстрируя свои профессиональные качества. Другие вступают на этот путь вынужденно. Это решение нельзя назвать легким. Почему? Конкурс очный, то есть педагогам представляется возможность публичного представления опыта, демонстрации итогов работы, а также конструктивного самоанализа. Конкурс позволяет им подняться на одну ступень над собой, заставляет иначе посмотреть и проанализировать свою педагогическую деятельность. Задача методиста - настроить педагога на активную и напряженную продуктивную деятельность в рамках профессионального конкурса, выявить имеющиеся затруднения и оказать квалифицированную помощь.

3.Создание команды единомышленников, готовых поддержать оригинальную авторскую идею.

Как и из кого создать такую команду? Администрация школы, методисты, руководитель РМО, педагог-психолог, победители конкурсов предыдущих лет (ресурсный центр по диссеминации инновационного опыта) - творческая группа сопровождения конкурсантов.

Деятельность творческой группы предполагает на данном этапе индивидуальное консультирование конкурсантов, проведение установочных семинаров («Создание личного сайта»,«Проектирование современного урока», «Обобщение личного педагогического опыта»,«Методика проведения мастер-классов»), знакомство с сайтами и конкурсными материалами победителей конкурса прошлых лет.

Способность конкурсанта профессионально представить свой опыт на методическом семинаре, открытом уроке и мастер – классе является одним из ключевых моментов. Для того, чтобы учитель - конкурсант сумел взять высшую планку мастерства, которая определяется следующими критериями: глубокое знание предмета, грамотное использование современных способов передачи знаний, коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство, умение достигать результата в любой ситуации, при любом уровне подготовленности детей, - необходима профессиональная помощь и поддержка методиста и всех участников, сопровождающих конкурсанта.

На данном этапе внимание уделяется следующим вопросам:

- технологический анализ педагогической деятельности;

- соответствие технологии проведения учебного занятия заявленной методической теме;

- отбор содержания и редактирование предполагаемого конкурсного материала (сайт, эссе, учебное занятие, обобщение собственного опыта, методический семинар)

4.Собственно конкурс. На этом этапе конкурсных испытаний появляется возможность общения с коллегами. Наблюдая за деятельностью других участников конкурса, педагоги анализируют свои подходы к обучению и воспитанию, вглядываясь в себя. Появляются мысли в проектировании своей дальнейшей педагогической деятельности. Публичное представление своего опыта - это один из факторов дальнейшего профессионального развития. Возможность диалога с членами жюри,наличие обратной связи с аудиторией и ее реакция значимо для педагога.


Следует сказать, что победа наших педагогов – это не единоличная их заслуга. Это работа команды. Стать лучшим было бы трудно без участия наставников и коллег.

Именно благодаря совместной работе конкурсантов со своей командой, и достигнуты следующие результаты:

Профессиональный конкурс «Учитель года»


Городской уровень

Республиканский уровень

2014

2015

2016

2014

2015

2016

Абсолютный победитель

1




1


Призер конкурса


3

4


1

2

Победитель в номинации

2

2

4

2


1

Лауреат

2

1

1

1

1

1


Итоги участия в конкурсном отборе лучших учителей «ПНПО»


2014 год

2015год

2016год

Победитель РФ

4

3

3

Денежное поощрение РТ

8

5

5


Через творческие группы, ресурсные центры по диссеминации инновационного педагогического опыта учебно-методический сектор осуществлял информационное обеспечение и методическое сопровождение профессиональных конкурсов, грантов. Проводились обучающие семинары для различных категорий педагогов и руководителей образовательных организаций; экспертиза материалов; консультации и обучение экспертов, наставников; проведение «Дней общественной экспертизы»; публикации материалов на сайте, в информационной системе «Электронное образование РТ», «Kazanobr».

Методический потенциал победителей профессиональных конкурсов широко используется в системе повышения профессиональной компетенции работников образования районов. В 2015-2016 учебном году учебно – методическим сектором для учителей и руководителей образовательных организаций проведены 26 проблемных семинаров,19 мастер-классов, 11 научно-практических конференций.

Как показывает опыт, педагогические конкурсы стали результативной формой повышения профессиональной квалификации, педагогической компетентности. Участие в конкурсах требует тщательной подготовки, в процессе которой педагог становится исследователем собственного педагогического опыта, приобретает знания о новых педагогических находках, знакомится с научными разработками в области педагогики и психологии, использует диагностические методы в оценке результатов своего педагогического опыта.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687