Проектирование формирования и развития профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров (из опыта работы)

Николаевская Ирина Александровна,старший методист,
Шарипова Роза Зарифовна, методист ИМО Управления образования г.Казани


Общеизвестно, что сегодня мы находимся в ожидании предстоящих перемен (скоро-скоро будет введен профстандарт педагога)? Какие изменения за этим последуют? Будут ли они способствовать повышению эффективности образования и, в конечном итоге, повышению его качества? Современная школа, удовлетворяя заказ государства, стремится выйти на новое качество образования, к достижению обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и, в дальнейшем, - востребованными на рынке труда.

Решение этих задач обеспечивает реализация стандартов второго поколения. Программа перехода на ФГОС регламентирует создание методических, кадровых, материально-технических и других условий для полноценной реализации актуальных проблем обучения, воспитания и развития детей.

Одним из стратегических направлений развития образования является система работы с кадрами. Важной составляющей профессиональной жизни педагога является повышение его профессиональной компетентности. В этой связи актуальна стимулирующая роль аттестации как результат профессиональной деятельности учителя, позволяющая каждые пять лет активизировать его творческую, исследовательскую, инновационную деятельность, поднимать уровень квалификационного роста, изменяя оплату труда, повышая статус среди коллег, социума в целом.

Государство и общество ждут от школы качественно нового образования, заложенного в требования Стандартов второго поколения к результатам освоения основной образовательной программы. Реализовать эти задачи может только учитель – профессионал, креативный, апробирующий инновационные технологии, с активной жизненной позицией, с высоким уровнем мотивации к саморазвитию.

Помочь педагогу в его профессиональном росте может как муниципальная методическая служба, так и хорошо организованная методическая служба школы, в которой профессиональные общественные объединения учителей способствуют повышению их методического мастерства.

В чем видят назначение своей деятельности методисты казанской методической службы?.. Работать над формированием профессиональной культуры руководителей и педагогов в режиме развития.Это и реализация целевых образовательных проектов республиканского и муниципального уровней; и совершенствование методического сопровождения и организации проведения аттестации педагогов города; и организация диссеминации эффективного управленческого и педагогического опыта.

Остановимся подробнее на педагогической аттестации... Большое внимание городской методической службой уделяется методическому сопровождению работников образования в рамках процедуры аттестации, формированию и развитию их профессиональной компетентности. Если говорить о содержательном аспекте повышения квалификации педагогов, можно выделить как основную задачу создание системы методической работы. Она включает в себя все содержательные и организационные формы оказания методической помощи педагогам в самых разных сложных ситуациях. Методическая работа рассматривается как часть системы непрерывного образования педагогов как молодых, так и опытных.

Проблемно-ориентированные результаты анализа деятельности методистов позволяют изменить подходы в реализации методической работы в школе, сделать акцент на развитие системы мотивации педагогических кадров, на формирование корпоративно-профессиональной культуры педагогического сообщества, на дифференцированный подход в работе с педагогами. Решение данных проблем требует от администрации ОО перехода от управленческой - к менеджерской системе руководства, которая привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью. Чем выше уровень развития педагога с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, способностей и мотивов к педагогической деятельности, тем эффективнее и результативнее будет деятельность образовательного учреждения. Поэтому работа должна быть направлена на создание внутри ОО модели методического сопровождения педагогов, которая способна обеспечить профессиональный рост, развитие активного творчества,

педагогического потенциала, готовность к реализации в своей практике идей деятельностно-компетентностного подхода.

Со своей стороны, методисты по аттестации и кадровой работе делают все возможное для методической поддержки как кураторов педагогической аттестации ОО, так и самих аттестующихся педагогов. Формы методической деятельности самые разнообразные:

- инструктивно-методические совещания, семинары, тренинги, практикумы, деловые игры;

- индивидуальный и групповой консалтинг;

- подготовка методических рекомендаций, публикаций, сборников.

Приведем в качестве примера известную формулу: успешность методиста = востребованность, умноженная на результативность + профессионализм. Достигать этой успешности позволяет ежегодно проводимая для методистов города методическая панорама по обобщению и диссеминации эффективного опыта работы методистов города по педагогической аттестации.

Хорошей практикой казанских методистов стала сертификация заместителей директора, старших воспитателей – кураторов педагогической аттестации ОО. За последние несколько лет они прошли обучение по работе

- с компьютерной программой, разработанной Институтом развития образования Республики Татарстан, для подготовки экспертного заключения на аттестуемого педагога с учетом сформированности профессиональных компетентностей;

- в Информационной системе «Аттестация» (интерфейс педагога, интерфейс куратора ОО).

Разработана и прошла согласование с кадровым отделом Министерства образования и науки Республики Татарстан программа обучающего семинара-тренинга по методике оценки уровня квалификации педагогических работников на основе компетентностного подхода для кураторов ООв качестве внутренних аттестационных экспертов.

Как результат целенаправленной методической работы –прослеживается положительная динамика качественного составапедагогических работников ОО г.Казани, стабильными остаются и показатели высшей квалификационной категории: каждый пятый педагог г.Казани имеет высшую категорию. Как следствие профессионализма педагогических кадров – успехи наших учеников. Вот уже который год Казань уверенно стоит на третьей позиции в федеральном рейтинге по числу победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Впереди - только Москва и Санкт-Петербург.

Методическая поддержка руководителей учреждений образования города выстроена через систему муниципальных проектов. В рамках проектной деятельности по повышению управленческой культуры руководителей ОО методической службой города Казани реализуется целый ряд проектов.

Проект «Школа молодого руководителя» предназначен для формирования и развития профессиональной компетентности, стимулирование самообразования молодого руководителя. Он осуществляется через трансляцию опыта успешных руководителей, практический показ деятельности, выступления ученых, специалистов, методистов.

На занятиях делается акцент на формирование и развитие профессиональных компетентностей руководителя в различных областях деятельности:

- «Финансирование образовательного процесса»;

- «Вопросы трудового законодательства»;

- «Организации аттестации педагогических работников»;

- «Проектирование желаемой педагогической системы»;

- «Управленческие аспекты в развитии учительского потенциала»;

- «Развивающая предметно-пространственная среда как ресурс повышения качества образования»;

- «Реализация требований ФГОС НОО и ОО в образовательном пространстве гимназии»;

- «Имидж руководителя образовательной организации» и др.

Проект «Школа куратора педагогической аттестации ОО» функционирует для оказания методической поддержки вновь назначенных заместителей директора школ, учреждений дополнительного образования, старших воспитателей, методистов, ответственных за педагогическую аттестацию.Это направление методической работы по аттестации реализуется через систему семинаров, практикумов, тренингов, консультаций.Проблемы, поднятые на семинарах, носят интегрированный характер и отвечают требованиям современного образования:«Моделирование профессионального становления педагога», «Организация аттестации педагогических работников по Новому порядку», «Метод проектов как средство реализации педагогической инновации в ДОО в условиях внедрения ФГОС» и др.

За последние пять лет процедура аттестации менялась не один раз. В 2013 г. вступил в силу новый ФЗ «Об образовании», делегирующий аттестацию педагогических работников на подтверждение соответствия занимаемой должности учреждениям образования. Это, в свою очередь, привело к необходимости обеспечить профессиональные потребности руководителей ОО в административно-правовом регламентировании этой процедуры.В организации методического обеспечения аттестации по Новому порядку особое внимание уделяется методической помощи руководителям ОО по организации и проведению аттестации педагогов на подтверждение соответствия занимаемой должности (СЗД). Проект «Экстренный консалтинг руководителя»позволяет оказывать адресную поддержку кураторам учреждений образования по вопросам организации аттестации педагогических работников, подготовки локальных актов, приказов, организации вариативного тестирования при аттестации педагогов на СЗД, представлений и др. документов.

Проект «Опытный директор»: «Управление школой: проектирование нового качества результатов».Управленческие компетенции, которые были сформированы у большинства руководителей в прежних условиях, становятся недостаточными для решения новых задач. Многим руководителям недостает навыков стратегического проектирования, системного моделирования образовательных процессов, умения выстраивать целостную систему управления. Как оказалось, есть широкое пространство для деятельности методической службы. Одним из ключевых направлений работы с кадрами стало формирование и развитие профессиональной управленческой культуры руководителя.

Эта проблема остро обсуждалась на секции руководителей казанских школ, проходившей в рамках городской августовской конференции в 2015 году. Именно тогда начальником Управления образования г.КазаниИ.Г.Хадиуллиным и была предложена идея вернуться к практике изучения управленческого опыта казанских школ через систему семинаров. Так появился городской проект для руководителей «Управление школой: проектирование нового качества результатов».

Директорский корпус школ города Казани неоднородный по своему составу: это и профессионально опытные руководители с большим стажем работы, и молодые директора, которые только набирают свой опыт руководителя. Поэтому целью проекта стало повышение профессиональной компетентности руководителей, их управленческой культуры, диссеминация эффективного управленческого опыта.

Как все начиналось...

Перед методической службой города встала задача продумать и организовать систему семинаров по актуальным проблемам образования для директоров разных видов и типов учреждений, имеющих разный управленческий опыт, т.е. для руководителей всего образовательного пространства города Казани.

Директора городских школ имели возможность познакомиться с управленческим опытом руководителей двадцати казанских школ, а также с основными направлениями деятельности, результатами районов через выступления начальников отделов образования. На каждом из четырех районных семинаров открывались 5 школ – демонстрационных площадок.

Перед руководителями, в чьих школах проходили семинары, стояла задача не просто представить управленческий, педагогический профессиональный опыт своих коллективов, систему работы и результаты деятельности, важно было показать алгоритм работы по достижению этих результатов, КАК спроектировать модель организации, КАК создать развивающую предметную среду, КАК формировать профессиональную компетентность учителя и, в конечном итоге, КАК добиваться нового качества образования.

Директора этих учреждений выбрали различные формы для трансляции своего опыта: мастер-класс, выступление, презентация опыта, круглый стол, музейная педагогика.

И самое главное, что хочется отметить, во многих школах удалось не просто показать эффективные управленческие инструменты деятельности, но и одновременно организовать обучение участников семинаров в формате практикума, тренинга, ролевой игры.

Мы попытались показать лишь некоторые управленческие проблемы, а КАК это получалось - своими наблюдениями делились коллеги, директора школ, побывавшие на семинарах.

Конечно, каждый руководитель смог познакомиться в течение года с опытом работы лишь четырех школ, а остальные 16 директоров ОО, которые также широко транслировали свой управленческий и педагогический опыт, остались для него «неопознанным объектом». Чтобы изменить ситуацию и донести опыт всех 20 образовательных организаций, мы воспользовались форматом методического сборника.

В нем размещены выступления руководителей ОО на демонстрационных площадках семинара-практикума, семинара-тренинга городского проекта «Управление школой: проектирование нового качества результатов» по направлениям:

· Менеджмент в образовании

· Опыт создания предметно-развивающей среды для обучения и воспитания учащихся

· Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в ОО

· Опыт работы по организации предпрофильной и профильной подготовки учащихся

· Реализация программы «Одаренные дети» в образовательной организации

Надеемся, что представленные выше направления деятельности методистов нашего города, способствуют формированию эффективной системы развития профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров как одного из ресурсов повышения качества образования.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687