Проблемное обучение – необходимость времени

Репина Надежда Павловна, учитель русского языка и литературы
гимназии №90 Советского района г. Казани


Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью.
Л. Н. Толстой

Современное общество остро нуждается в социально активной, творческой личности способной самостоятельно принимать решения как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Каждый учитель хочет, чтобы ученики умели логически мыслить, чтобы каждый урок был маленьким открытием, доставляющим радость и ученикам и учителю. В условиях внедрения ФГОС учитель становится не проводником знаний, а личностью, обучающей новым способам твор­ческой деятельности, направ­ленной на самостоятельное приобретение и усвоение знаний. На смену девизу «Прочитай, запомни, перескажи» приходит новый: «Исследуй проб­лему, изучай ситуацию, принимай решение, доказывай своё мнение, анализируй полученный результат».

Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и могли бы обобщать, сравнивать факты, интерпретировать, делать собственные выводы. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения, разработанной М.И. Махмутовым, заслуга которого заключается в том, что он дал научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе.

М.И. Махмутов считает, что «проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных, включая и творческие способности в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Технологическая схема проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) показана на рис. 1

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Может возникнуть вполне уместный вопрос: всем ли учащимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Лишь уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут различаться в зависимости от возраста и способностей учеников.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. При подготовке к уроку продумать несколько возможностей, способных превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме. Учитель должен уметь так поднести учебный материал, чтобы у ученика возник вопрос «Как же так? Такого не может быть? Все должно быть по-другому!»

Когда, на каком этапе урока можно применять проблемную ситуацию? Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле; на уроках обобщения и систематизации. Все зависит от учителя, как он решит, где более уместна и эффективна будет постановка проблемной задачи, проблемного вопроса или проблемной ситуации.

При использовании технологии проблемного обучения в процессе изучения литературы и русского языка реализуются, прежде всего, такие его элементы, как дискуссионность, развитие креативных способностей ученика, раскрытие их интеллектуального потенциала, углублённое внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера.

Уже с 5-го класса на уроках русского языка можно вводить новый материал не в форме собственного объяснения, а по схеме: «Пример – вопрос – вывод сделай сам». Например, в 5-м классе даются слова: «мороз», «нож», «просьба», завязка», «бровь», «скобка», задаю вопрос: какое правило объединяет все слова? Сформулируйте его. В 6-м классе разбирается тема: «Повелительное наклонение глагола», предлагается сравнить две группы глаголов, найти, в чём их отличие: ходите – ходите, гоните – гоните, выберете – выберите, крепнете – окрепните. На что указывают разные окончания? После определения наклонений объяснить правописание глаголов в изъявительном и повелительном наклонениях.

На уроках проблемного обучения часто предлагаются лингвистические задачи, также требующие аналитического подхода. Например, определить однокоренные ли это слова: косой взгляд – коснулся взглядом – косой угол. Или: почему мы в наш словарик слово «язык» запишем три раза, то есть дадим три словарные статьи?

Необычность языковой ситуации на уроке также способствует развитию креативного мышления. Например, после изучения какой-либо части речи даётся задание: дома составить рассказ или написать сказку об изученной части речи, но так, чтобы в сочинении была лингвистическая загадка или вопрос. Пример такого рассказа: «Сыщику нужно было установить преступников. Случайно он подслушал телефонный разговор: «Четверо пойдут в банк, двое проникнут в хранилище, двое их охраняют». Сыщик понял, что банда состоит из мужчин. Как он догадался?»

Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость, поскольку оно направлено на творческое усвоение знаний: основ литературоведения, приемов анализа произведений; на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий, содержащихся в курсе литературы; на воспитание навыков самостоятельного оперирования логическими приемами и методами исследования в сочетании с приемами художественного отражения действительности.

Этапы проблемного диалога на уроках литературы традиционны:

1) формулирование проблемного вопроса;

2) выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы, обоснование путей решения;

3) доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения;

4) решение проблемного вопроса, выводы, обобщение результатов.

Используя технологию проблемного обучения на уроках литературы, необходимо учитывать, что не всякий вопрос является проблемным. Проблемный вопрос – это вопрос, требующий анализа.

5-6 классы. Вопрос должен проецироваться на жизнь учащихся, основываться на событийной, сюжетной основе. Например, при изучении произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе» формулируются следующие проблемные вопросы:

· «Почему Вася, у которого есть дом, замечательные игрушки, няньки, сын судьи, уважаемого в городе человека, оказался на улице?» Дети находят правильный ответ: Вася оказался на улице, потому что дома он был никому не нужен. Отец тяжело переживал смерть жены, матери Васи, а нянькам не нравилось шумное Васино поведение, и Вася стал пропадать на улице.

· «Почему Васе было хорошо в «дурном обществе»? Потому что там он был нужен, потому что там было бедно, но детей там любили, с ними по- своему, но занимались.

· «Можно ли Васину ситуацию перенести в современность?» Да, отвечают дети, можно. Сейчас много детей убегают из дома, потому что им дома плохо живется, потому что они никому не нужны.

7-8 классы. Это период нравственного самоуглубления, возникновения обостренного интереса к личности. Седьмой класс начинается с изучения сложнейшей повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Урок, который я провожу, подсказан моими учениками. Тема урока звучит так: «Можем ли мы оправдать Андрия?» (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»). Задача, стоящая перед учителем – наисложнейшая: согласиться, что убийство Тарасом Андрия – это акт жестокости, не оправдав при этом Андрия. Перед учащимися ставится сложный вопрос «Как относится к переходу Андрия на сторону поляков сам Гоголь?» (При этом им предлагается поработать с оценочной лексикой при описании боя Андрия на стороне поляков, в сцене убийства Тарасом Андрия).

В результате учащиеся приходят к выводу: автор жалеет Андрия, отмечает, что характер его не соответствует духу времени, что изображенное время не создано для любви, но поведение того во время боя против своих товарищей описывается Гоголем с презрением. Предательства Гоголь Андрию не прощает, для Гоголя выбор между чувством и долгом однозначен – он выбирает долг.

9-11 классы. Литература представляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляю­щей личности. Урок «Татьяна – милый идеал» дает возможность порассуждать: «Почему Пушкин считает свою героиню идеалом?» Не красавица, не модница, не кокетка, не любит балы, сидит в де­ревне и читает книги. А Пушкин восхищается ею, да и Евгений Онегин при второй встрече «сходит по ней с ума». – Что же та­кое в Татьяне? Вначале зачитываются цитаты, затем делаются выводы: ум, сдержанность, чувство собственного достоинства, тактичность, искренность и ... верность. В конце урока можно провести тайный опрос: считаете ли вы Татьяну идеалом?

Также учащиеся могут рассуждать на философские темы, затрагиваемые в произведениях классической литературы. Например, методом проблемного анализа изучается роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Центральный вопрос анализа выдвинут авторским предисловием: «Действительно ли Печорин герой своего времени?» Каждая часть романа рассматривается как отдельная проблемная ситуация, созданная своим проблемным вопросом. Такой анализ произведения предложен в «Пособии для учителя» под редакцией Маранцмана, причем тема каждого урока – проблема по изучаемой главе, анализ которой необходимо провести.

1 урок. Странный человек («Бела»). Кто Печорин – виновник или жертва трагедии?

2 урок. «Об чем было нам говорить?» («М.М.»). Кто более прав в отношении друг к другу - Печорин или Максим Максимыч?

3 урок. «Какое дело мне до радостей и бедствий человека?» («Тамань»). Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?

4 урок. «За что они меня все ненавидят?» («Княжна Мери»). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество?

5 урок. «Неужели зло так привлекательно?» («Княжна Мери») Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?

6 урок. «Зачем я жил? Для какой цели я родился? («Фаталист»). К кому относится название последней части романа?

7 урок. «Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним?

Предъявление противоречивых точек зрения на произведение, характер героя или его поступки, рождает эмоциональный отклик в душах учащихся и является очень эффективным на уроке.

Произведение

Вопрос

Высказывания

И.А. Куприн «Гранатовый браслет»,

Чувства Желткова - это большая любовь или слепой восторг?

В. Львов — Рогачевский. «Куприн говорит о любви, но не о той ... любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... „Гранатовый браслет« Куприна — это подарок новому поколению, это призыв к большой любви».

Д.С. Лихачев. «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям»

На уроке литературе прийти к проблемной ситуации часто помогает мотивирующий прием - «яркое пятно» (ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников). Если на уроках русского языка, решая проблемную ситуацию, учащиеся приходят к единственно верному решению, сколько бы ни было гипотез, то на уроках литературы зачастую возникают вопросы, которые не предполагают единственно верного решения, каждый ученик может остаться при своём мнении, которое не может быть ошибочным и имеет право на существование.

Таким образом, технология проблемного обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования. Благодаря проблемному обучению у учащихся развиваются пять универсальных компетентностей:

- способность к исследованию;

- способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

- способность принимать решения;

- способность осуществлять принятое решение;

- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

На данном этапе развития общества проблемное изучение просто необходимо. Наша жизнь – это большая проблемная книга, в которой каждому приходится решать собственные проблемы, не имеющие аналогичных решений, более того, само содержание наших персональных проблем носит эксклюзивный характер. Находить выход из затруднительного положения учит технология проблемного обучения. Таким образом, решение проблемных задач представляется не просто актуальным инновационным процессом в стенах школы, а жизненно необходимым умением.


Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г.Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687