Реализация технологии проблемного обучения в условиях гимназического образования

Борер Татьяна Сергеевна, директор МАОУ «Гимназия №139»
Приволжского района г. Казани


Учение не должно сводиться к беспрерывному
накоплению знаний, к тренировке памяти,
к отупляющей, никому не нужной зубрёжке....
Хочется, чтобы дети были путешественниками,
открывателями и творцами в этом мире.
В.А.Сухомлинский

В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения подчеркивается ориентация российского образования на достижение общечеловеческих ценностей, мировую и национальную культуру с целью оказания помощи и поддержки развивающейся личности в ее культурном, нравственном самоопределении и саморазвитии. Конкурентоспособный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но прежде всего - умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применять имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим в современной школе необходимы деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Педагогическое творчество М.И. Махмутова в области проблемного обучения обретает сегодня «новое дыхание», что обусловлено активным поиском новой парадигмы обучения и воспитания в условиях кардинально меняющейся идеологии реформирования образования, выдвигающей на первый план учащегося как главного участника педагогического процесса.

Технология проблемного обучения широко применяется в процессе обучения и воспитания в гимназии, позволяет успешно развивать и совершенствовать способность школьника к речевому взаимодействию и социальной адаптации, то есть сформировать коммуникативную компетенцию как одну из ключевых компетенций личности. Обучение на основе постановки проблемы, решения задачи является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию обучения.

Личностная ориентация обучения в условиях гимназии реализуется через разработку и внедрение в учебный план элективных курсов и спецкурсов «Математические основы информатики», «Избранные вопросы математики», «Подросток в системе правовых отношений», «Слово - мысль - образ», «Занимательная химия»,где учителя дают не готовые знания, а раскрывают проблему как поиск научной истины. Гимназистам предлагается изучить версии поставленных вопросов, гипотезы, споры и выводы исследователей, проследить, как трактуется в настоящее время решение проблемы. Вместе с педагогом учащиеся рассуждают, поддерживают обоснование одной версии и отвергают другую как несостоятельную в каком-то отношении. Словом, учащиеся оказываются в роли участников поиска истины, первооткрывателей. Учителя разрабатывают проблемные вопросы, которые сопряжены с противоречиями, увлекательны, но соответствуют логике науки, способны охватить широкий круг вопросов, предполагают научный спор, создают затруднения, необходимые для проблемной ситуации. Так, например, при изучении темы «Права человека» учитель задает вопросы: «Свобода человека: вседозволенность или ответственность?», «Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?». Интерес учащихся вызывают вопросы: «Объясните, почему Петр Чайковский считал, что Афанасий Фет – самый талантливый композитор среди поэтов, и кто из русских поэтов является продолжателем традиций Фета в музыкальном строе стихотворений?», «Любовная лирика Тютчева представляет собой единственное в своём роде явление в русской поэзии. Так ли это?», «Имеется 19 ручек: 3 красных, 7 желтых, 4 синих, 5 зеленых. Какое наименьшее количество ручек надо взять, не видя их, чтобы среди них было не меньше 3 ручек одного цвета?», «Выявите роль воды в реакциях взаимодействия щелочных металлов с растворами различных солей. Каким образом будет происходить реакция между литием и раствором сульфата меди(II)?».

Работая над коммуникативным аспектом преподавания в гимназии, мы вывели формулу успешности работы педагогического коллектива: «Обучение через открытие». Это главный принцип проблемности, который реализуется как в содержании, так и в процессе обучения. На заседаниях методического объединения руководители ШМО, учителя-наставники систематически выступают по темам, которые раскрывают приемы создания проблемных ситуаций в урочное и внеурочное время, технологические приемы организации учебного процесса. Развивая лингвистическую компетенцию учащихся, ШМО учителей русского языка и литературы разработало задания, где изучение нового материала строится на основе некоторой мыслительной операции.Например, в 7 классе при изучении темы «Причастие» учитель держит в руках мяч и задает вопросы. В ходе диалога на доске делаются записи.

Маленький, падающий,

Желтый, упавший,

Теннисный, летящий.

- Ребята, к какой части речи вы отнесете данные слова?

- Как вы это определили?

На уроках литературы по творчеству А.П.Платонова «Нравственные уроки рассказа «Юшка» можно поставить перед учащимися вопрос: «Как вы понимаете пословицу «Не стоит село без праведника?», а на занятиях по творчеству Л.Н.Андреева можно порассуждать над взаимоотношениями человека и животного, о жестоком и равнодушном отношении людей к «братьям нашим меньшим» (рассказ «Кусака»).

Переход из начальной школы в среднее звено - всегда процесс очень сложный: нужно закрепить основы самостоятельности, умения учиться, навыки общения и сотрудничества. Именно в этот период ребенок нуждается в самооценке, самоутверждении и самореализации. Развитие этих навыков позволяет сделать переход в новую психологическую зону более мягким и результативным. С этой целью учителя начальных классов проводят уроки с проблемным изложением, эвристические беседы, круглые столы. Это предполагает создание проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. На протяжении пяти лет учащиеся начальных классов становятся победителями олимпиад, интеллектуальных конкурсов и конференций городского и республиканского уровней.

На уроках в 5- 6 классах школьники оценивают свои высказывания по следующим критериям:

- доказательность,

- логичность,

- самостоятельность.

На следующем этапе для дальнейшей выработки умения доказывать свою точку зрения разработаны оценочные листы, в которых фиксируются результаты не только в виде отметок за урок, но и в виде небольшой рецензии. Записанная словесная самооценка стимулирует процесс осмысления и формулирования вывода, помогает понять причину неудачи и наметить пути ее устранения. Именно эти навыки, заложенные в среднем звене, помогают сегодняшним старшеклассникам быть успешными в учебном процессе. Они умеют создавать текст-рассуждение, свободно и правильно излагать свои мысли, следовать нормам построения текста (тезис-рассуждение-вывод), соблюдать нормы речевого этикета. Это позволяет обеспечивать стопроцентный уровень сдачи ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам. По итогам ГИА-2015 гимназия вошла в число лучших школ г.Казани. Высока доля девятиклассников, набравших максимальное количество баллов. Среди них учащиеся, которые выполнили задание на 100% по двум предметам. Количество выпускников с результатом 195 и более баллов по ЕГЭ– 29 человек из 59 выпускников.

В настоящее время конъюктура рынка труда повлияла на специализацию профильных классов в гимназии №139. К уже существующим физико-математическому и социально-гуманитарному был добавлен медицинский (химико-биологический) класс. При изучении профильных предметов мы пытаемся сделать так, чтобы ребята не формально подходили к правилам, задачам, схемам, а осознанно. Применение проблемного обучения в этом помогает. Задания бывают различных видов: вывод формул, выполнение лабораторных или практических заданий, который периодически проводятся на базе КХТИ и КГМУ, составление конспекта, выполнение межпредметных комплексных заданий. Практика показывает, что ученики легче применяют полученные знания в новых условиях, правильно выполняют разные закрепляющие задания, одновременно развивая творческие способности. А уроки, в основе которых лежит проблемная ситуация, проходят живо и интересно. На таких уроках учитель вооружает ребят не только знаниями, но и учит их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать выводы и обобщения.

На базе гимназии по гуманитарному, естественно-научному, эстетическому направлениям работает научное общество школьников «Интеллектуал», которое объединяет учащихся 1-11-х классов. Руководитель секции (учитель высшей квалификационной категории) использует разные способы создания проблемных ситуаций:

- побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности (исследовательская работа «Что такое радуга», 3 класс; библиотечные уроки «Первые книги на Руси»),

- выдвижение гипотез (исследовательские работы «Метафора в ранней лирике Юлии Друниной», 10 класс, «Повышение качества эксплуатации нефтяного оборудования,защита от коррозии», 11 класс; интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»),

- формулировка выводов, побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, порождающих проблемную ситуацию (исследовательская работа «Звуковое строение стихов А.С.Пушкина и Г.Тукая», заседание членов ОО «Лидер» «Парламентские дебаты»),

- организация межпредметных связей (исследовательская работа «Животные в английских фразеологизмах и их русских эквивалентах», 8 класс, интегрированное внеклассное мероприятие «География в литературе»).

Все условия направлены на то, чтобы ученик научился мыслить самостоятельно, сам умел сопоставлять факты и искать информацию. Гимназист адаптирует себя к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование. В 2015-2016 учебном году учащиеся гимназии стали победителями Всероссийской научно-практической конференции им. Н.Лобачевского, республиканского конкурса «Аксаковские чтения», республиканской конференции им. Ф.Амирхана, городских НПК «Мир науки», «Шаги в науку». Более 50 человек являются призерами и победителями олимпиад по 7 предметам.

На базе гимназии работают четыре музея («Прикосновение к судьбе», «Музей науки», литературный музей им. В.П.Аксенова, Музей народов Поволжья), которые призваны не только закреплять программный материал, но и пробуждать у ребят стремление к познанию. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить юношеский энтузиазм в нужное русло. Краеведческий материал открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся. Например, выполняя проект «Журнал бальзаковского возраста и гимназический музей В.Аксенова», учащиеся использовали материалы из личного дела студента медицинского института Василия Аксенова. Данный документ был подарен музею ректором КГМУ А.С. Созиновым. Проект «Фронтовые письма как отражение эпохи» построен на материалах, которые были найдены участники поисковой экспедиции «Снежный десант» в Ленинградской области. Радостно видеть, как в ходе раскрытия проблемы, ученики испытывают те же чувства, как и ученые или новаторы при подтверждении своей научной гипотезы. Думаю, что в этом и заключается большое потенциальное значение проблемного обучения. Ученики выступают со своими проектами не только перед одноклассниками, но и перед школьниками г. Казани, родителями, ветеранами войны и труда, перед преподавателями высших учебных заведений.

Как говорил еще Г.Галилей, «Вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя». Современный учащийся – это инициативный, деятельный человек, потому пассивное восприятие мира не соответствует потребностям сегодняшнего дня. Применение технологии проблемного обучения позволяет научить школьников мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; формирует интерес к научному знанию.

С 2009 года по инициативе администрации гимназии проходит Межрегиональный конкурс творческих и проектных работ учащихся «Династии России» С 2013 года - городской конкурс чтецов «Звездный билет» (в раках конкурса «Живая классика»).Постановка перед учащимися проблемных задач и ситуаций («Это важное слово - семья?», «Что я знаю о своих династиях?», «Как выразительно прочитать отрывок из прозаического произведения?») приводит к тому, что гимназист не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Верны слова Л.Н.Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».

Таким образом, на данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.


Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г.Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687