О проблемном обучении М.И. Махмутова (к 90-летию со дня рождения ученого и его памяти посвящается)

Хайруллина Светлана Ахъяровна, к.п.н.


«Человек есть самое высшее, самое совершенное,
самое превосходное творение»
Я.А.Каменский

Махмутов Мирза Исмагилович - талантливый ученый-педагог широкого диапазона, исследователь проблем, связанных с обучением и воспитанием детей и подростков, состоявшись в целом как многогранная личность с широким кругом интересов.

Его труды представляют собой комплекс фундаментальных исследований в области различных наук и сфер социально-гуманитарной деятельности: филологии, социологии, педагогики, национального образования и культуры. Но главной гранью его деятельности всегда являлась научно - педагогическая, во всей полноте ее теоретических и прикладных аспектов.

Есть основания считать, что педагогическое творчество М.И. Махмутова в области дидактической теории обретает сегодня "новое дыхание", что обусловлено активным поиском новой парадигмы обучения и воспитания в условиях кардинально меняющейся идеологии реформирования образования.

На современном этапе практика обучения настойчиво требует применения новых педагогических технологий развития творческого мышления учащихся, дидактико-методологической основой которых, наряду с другими теориями развивающего обучения, способна выступать и теория проблемного обучения. Несмотря на разноречивые оценки и разнообразие взглядов на понимание сущности проблемного обучения, места и формы его применения на разных этапах обучения, оно, бесспорно, и сегодня как научное направление имеет высокую значимость и перспективность.

М.И. Махмутов предложил оригинальную системную концепцию проблемного обучения, разработал его методологическую базу, а также структурно-функциональную модель учебного процесса, обеспечивающую формирование навыков и умений самостоятельной деятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.

Теоретическая и практическая ценность дидактической системы проблемного обучения М.И.Махмутова, состоит в том, что она носит целостный, многоуровневый и многомерный характер, включая в себя не только методологию и теорию проблемного обучения и его методы, но и принципиально новые подходы к построению урока.

Творческое мышление – это суть проблемного обучения. Развитие интеллекта, формирование самосознания, развитие национального образования, вот что волновало ученого.

В создании лингвистической школы Мирза Исмагилович ценное и важное подчеркнул: диалог культур, многоязычие, духовное образование.

Книги «Современный урок», «Вопросы теории проблемного обучения» были моими настольными, они помогали учить и воспитывать детей, а руководителю школы формировать педагогический коллектив единомышленников.

Дидактическая система проблемного обучения вела к успеху, а каждый ребенок имел право на свой путь развития. Очень важно отметить, что практическое умение, моральные ценности, создание коллективной атмосферы познания, умение самостоятельно находить ответы на поставленные задачи, жажда дополнительных знаний вот суть и результат проблемного обучения. Учить думать, мыслить и действовать – вот путь развития личности, о чем думал и заботился Мирза Исмагилович.

Всестороннее прояснение таких понятий, как «учебная проблема», «проблемная ситуация», «проблемный вопрос», «дидактическая система», позволяет М.И. Махмутову подняться на методологический уровень и вскрыть внутренние закономерности, а также диалектику процесса проблемного обучения, представив во всей полноте схему построения учебного процесса, реализующую его принципы.

Дальнейшее развитие теория проблемного обучения М.И. Махмутова получила в разработанной им концепции урока, В результате анализа передового педагогического опыта и на основе системного подхода им была предложена новая дидактическая структура урока, в результате чего была найдена новая схема его построения, в которой нашло отражение интегративное единство дидактической, логико-психологической и методической структур урока. В наиболее полном виде теория с подробным обоснованием предложенной автором структуры целостного урока содержится в монографии "Современный урок" (1981 г.), за которую он был удостоен премии АПН СССР имени Н.К. Крупской.

Таким образом, М.И. Махмутов, несомненно, является одним из самых ярких создателей в отечественной педагогике целостной концепции проблемного обучения. Теория настолько конструктивна и надежна, что заслуживает гораздо большего внимания со стороны педагогической практики и, на наш взгляд, должна быть рефлексирована современной педагогикой.

Оценивая в целом весь пласт исследований М.И. Махмутова в количественных показателях, отметим, что за 45 лет научной деятельности им опубликовано свыше 500 работ. Его работы были изданы не только на русском и татарском языках, но и на иностранных языках (английский, немецкий, испанский, арабский, болгарский, эстонский и др.). А методология непрерывного профессионального образования получила развитие в Сингапуре в полном объеме.

И.Я. Лернер, обобщая результаты научных поисков в области проблемного обучения за советский период, писал, что М.И. Махмутов своими книгами создал настоящую энциклопедию проблемного обучения.

М.Н. Скаткин считал, что настоящая ценность исследования М.И. Махмутова заключается в том, "что оно выросло из потребностей практики и обращено к практике, оно открывает практике пути организации такого процесса обучения, который адекватен задаче развития познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся".

Актуальность дидактических идей и положений, выдвинутых и обоснованных М.И. Махмутовым, подтверждает и практика.

Приведенные факты, по нашему мнению, не только свидетельствуют об актуальности и исторической значимости трудов М.И. Махмутова, но и в большей мере убеждают в важности осмысления его научно теоретической деятельности для дальнейшего развития современной концепции развивающего обучения.

Наиболее обобщенное определение понятия проблемного обучения сформулировал М.И. Махмутов: проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированных системой проблемных ситуаций.

Безусловно, отдельно можно выделить и такое стержневое открытие М.И.Махмутова в рамках дидактической системы, как собственная теория урока. В частности, он дает системный анализ концепции урока как самостоятельной дидактической категории в контексте проблемного обучения. Решая эту задачу, он рассматривает во взаимосвязи и взаимообусловленности педагогические цели, законы, принципы, содержание, формы средства и методы обучения. Им в той же связи была разработана новая структура и схема построения урока, в которой обосновано интегративное единство дидактической, логико-психологической и методической структур урока, предложена новая классификация урока и новая парадигма планирования урока и системы уроков.

Подтверждая принципиальное отличие дидактической системы М.И.Махмутова от традиционного обучения (объяснительно-иллюстративного), можно привести серию следующих положений.

Опыт реализации теории проблемного обучения показал продуктивность ее основных положений, способствующих активизации мыслительной деятельности обучаемых, формированию у них нестандартных подходов к решению и развитию творческого мышления. Адаптация принципа проблемности к новым педагогическим технологиям позволила ввести проблемное обучение в современное образовательное пространство и обосновать многообразие его видов, адекватных концепции развивающего обучения.

В основе технологии проблемного обучения сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому рассматриваемому материалу. Она рассчитана не на запоминание, а на постановку проблем и поиск ее решения. Это универсальная технология, открывая путь к диалогу, к сотрудничеству, к открытию.

В основах проблемного обучения заключено: проблема, пути решения проблемы, рефлексия. Приемы технологии развивают умения воспринимать информацию, прогнозировать, ставить, задавать вопросы и творчески выходить на их решение.

Проблемное обучение изменило подход к познанию мира, к процессу обучения. Главное: хочу узнать, для чего, зачем, почему. Проблемное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным обучением, так как:

1) учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески;

2) делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;

3) как правило, более эмоционально вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах, поэтому увлекает школьников, формирует серьезный интерес учащихся к научному знанию.

Установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания, самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить.

Ученый понимал, что основу становления личности должны составлять духовные ценности. Он понимал, в чем причины интеллектуального упадка России. Он их называл. Главная причина – низкий уровень культуры, творческого мышления, низкий уровень духовности. Вот то зло, которое надо победить. Все зависит от человека.

Его научные познания на протяжении всей его жизни были связаны с тем, чтоб сделать науку составной частью общей культуры, а также в развитии способности людей решать проблемы современного общества.

Я благодарна судьбе за то, что на моем пути встретился человек, который умел объективно оценивать труд другого и был для меня образцом высокого уровня культуры.

Он любил, уважал людей и проявлял к ним большое внимание, стимулировал их познавательную активность, вселял надежду и веру в будущее.

Создавая лингвистическую школу 139, изучая труды М.И.Махмутова, мы помнили, что школа, прежде всего, где тебя любят, уважают, стараются помочь, терпеливо относятся к каждому, где трудно, весело, интересно и радостно!

Мы всегда помнили, что проблемное обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет к развитию личности учащихся, и, в конечном итоге, даст результат.

Мы создавали научные сообщества, проблемные группы учащихся по проектам, клубную работу - все это формировало у учащихся радость познания мира, в котором мы живем.

Весомо, значимо и ценно осознавать, что вклад научных трудов М.И. Махмутова помогали практически реализовывать идею лингвистической школы.


Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г.Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687