Стратегия BRAIN-BASEDLEARNING в контексте проблемного обучения (на примере уроков литературы)

Ахматова Татьяна Вячеславовна, к.п.н., МАОУ «Лицей-интернат №7»
Ново-Савиновского района г. Казани


Педагогическое творчество М.И.Махмутова в области дидактической теории обретает сегодня "новое дыхание", что обусловлено активным поиском новой парадигмы обучения и воспитания в условиях реформирования образования, выдвигающего на первый план учащегося как главного участника педагогического процесса. Положение о формировании и личности ученика как активного субъекта учения всегда выступало основополагающим в творчестве ученого.

Насовременном этапе практика обучения настойчиво требует применения новых педагогических технологий развития творческого мышления учащихся, дидактико-методологической основой которых, наряду с другими теориями развивающего обучения, способна выступать и теория проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, активизирующих самостоятельную мыслительную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей. Такой подход к организации образовательного процесса является основой многих современных технологий, позволяющих расширить представление о формах, методах и приемах проблемного обучения. Среди таких технологий можно выделить стратегию Вrain-basedlearning (BBL), связанную с активизацией мыслительной деятельности обучающихся на уроках разной предметной направленности, в частности, и на уроках литературы.

Как отмечают авторы стратегии Вrain-basedlearning (BBL)Е. Дженсен, Д. Кейн, активизировать деятельность мозга в процессе обучения можно при соблюдении следующих дидактических принципов:

- учитель должен помнить, что мозг может выполнять несколько видов деятельности, одновременно воспринимать части и целое;

- информация может храниться в различных отделах головного мозга и может быть получена различными способами;

- поиск – основа мозговой деятельности;

- эмоции влияют на внимание и память;

- интеллектуальное развитие происходит лучше, если ученики взаимодействуют и др.

Данные дидактические принципы позволяют нам сформулировать следующие требования к уроку, на котором реализуется стратегия Вrain-basedlearning (BBL) (таблица №1):

Источником реализации данных дидактических принципов на уроках литературы являются приемы таких современных стратегий, как ActiveLearning (активное обучение) и CooperativeLearning (обучение в сотрудничестве). Это обусловлено тем, что продуктивная интеллектуальная деятельность, лежащая в основе BBL, требует сформированности коммуникативных умений, развития культуры мышления учащихся и опыта оценочной деятельности.

Согласно дидактическим принципам Вrain-basedlearning, все упражнения на уроке должны способствовать развитию таких аналитических способностей, как запоминание, понимание, применение, анализ, оценивание, создание. Задания, направленные на их развитие, могут начинаться со следующих формулировок, указанных в таблице № 2:

Таблица № 2.

Познавательные процессы

запоминание

понимание

применение

анализ

оценивание

создание

Формулировки

заданий

сказать

объяснить

решить

характеризовать

судить

творить

перечислить

сравнить

показать

анализировать

обосновать

изобретать

написать

предсказать

классифицировать

исследовать

спорить

сочинять

назвать и др.

визуализировать и др.

конструировать и др.

противопоставить и др.

критиковать

и др.

выдвигать

и др.


С целью создания проблемных ситуаций и активизации мыслительной деятельности обучающихся нами на уроках используется структура Cubing, которая позволяет ученикам рассмотреть материал с различных точек зрения. Каждая сторона куба – это определенный вид деятельности (найти, определить, решить, проана-лизировать, подумать, проиллюстрировать). Кубы могут быть разные в соответствии с уровнем развития учащихся, интересами, учебными профилями. Куб бросается 2-4 раза в зависимости от величины задания. Рассмотрим пример применения структуры Cubing на уроке, посвященном характеристике литературного героя. Задания можно сформулировать следующим образом:

- Найдите в тексте портрет героя;

- Дайте определение понятий «описание», «портрет»;

- Присутствует ли на указанной странице описание героя, докажите свою точку зрения партнеру по плечу;

- Как строится текст-описание, каковы его композиционные особенности?

- Зачем автор включил в текст описание героя?

- Каким вы представляете себе героя? Нарисуйте его портрет.

Развитию умения классифицировать и синтезировать полученную информацию способствует такая структура, как AllhandsonDesk. Ученики получают 4 карточки. В каждой карточке записан аспект обсуждаемой темы. Например, с помощью данной структуры можно повторить материал по теме «Художественное направление» (аспекты обсуждаемой темы - эстетические принципы, представители, жанры, произведения). Каждый ученик делает запись по теме в своей карте и передает ее следующему члену группы. Таким образом, появляются 4 пункта по теме. Результаты вывешиваются на доске и коллективно обсуждаются.

С целью развития индуктивного мышления у учащихся на уроках литературы можно использовать структуру «InductiveThinkingModel». Учащимся предлагается написать на чистых карточках слова-ассоциации, затем после совместного обсуждения в группе они сортируются, определяются принципы классификации. С помощью данной структуры можно начать изучение художественного произведения, определив пути дальнейшего анализа. Например, в начале знакомства с произведением А.Т. Твардовского «За далью даль» учащимся предлагается написать слова, ассоциирующиеся со словом «даль». Подобная работа позволяет ученикам уже в начале изучения произведения понять, что данное слово приобретает в тексте поэта несколько значений: «время», «пространство», «прошлое страны», «память». Все ассоциации находят свое подтверждение в процессе текстуального анализа глав поэмы. С помощью структуры можно исследовать причины убийства старухи-процентщицы Раскольниковым. Этот прием позволяет в данном случае великолепно сочетать активную аналитическую и читательскую деятельность.

Как было сказано выше, интеллектуальное развитие происходит лучше, если ученики взаимодействуют друг с другом. Так, в ходе подготовки к написанию сочинения можно использовать структуру «Stirtheclass». Перед тем, как начать работу над сочинением, учащиеся составляют план под заголовком «Мои идеи». Затем ученики, обмениваясь информацией, делают дополнительные записи в разделе «Идеи одноклассников», анализируют материал и приступают к письменной работе.

Для того чтобы синтезировать изученный на уроке материал, учитель использует структуру «3 ThingsIHeard», «Tickettoleave». Ученики в конце урока записывают три вещи, которые запомнили на уроке, или основную информацию.

Таким образом, обобщенный нами опыт реализации стратегии «Вrain-basedlearning» свидетельствует о том, что данная зарубежная технологияспособствует созданию на уроках литературы активной образовательной среды, позволяющей проблемно излагать учебный материал и способствующей формированию коммуникативных навыков и культуры мышления обучающихся.


Список литературы:

1. Bonwell C.C., Eison J. A. Active Learning: Creating Excitement in the Classroom/ C.C. Bonwell, J. A. Eison //Higher Education Report No. 1, 1991

2. Jensen E. Brain-Based Learning/ Е. Jensen - San Diego: Brain Store Incorporated. – 2000.

3. Kagan S. Cooperative Learning / S. Kagan – San Juan Capistrano. – 2002.


Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г.Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687