Тарасова Галина Викторовна, к.п.н.,
методист ИМО Управления образования г. Казани
«Много знаний - это еще не есть интеллект»
Вопросы подготовки учителя к работе с интеллектуальными, умственно одарёнными детьми на основе личностно-ориентированного подхода с опорой на детальную диагностику и определение интеллектуального профиля ребёнка продолжает оставаться открытым. Как правило, многие работы учёных посвящены творческим способностям самого учителя или рассматриваются на уровне описания разовых мероприятий, перечисления небольшого набора форм работы.
Большинство ученых и практиков признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений реализуются через мыслительную деятельность, что невозможно без проблемного обучения. Сама идея проблемного обучения не нова. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952).
Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др.
Для нас, учителей Татарстана, Мирза Исмаилович Махмутов был известен как один из основоположников теории и практики проблемного обучения, автор работ по педагогике, академик, министр просвещения Республики Татарстан в течение двух десятилетий. Он разработал теоретические и практические методы проблемного обучения в общеобразовательной и профессиональной школах, создал систему (структуру и методы) современного урока, что явилось значимым для организации учебной деятельности на научной основе.
Практика свидетельствует, что в традиционном обучении учитель достаточно жестко ведёт за собой школьников. К сожалению, учитель привычен больше говорить на уроке, чтобы как можно больше материала успеть донести до учащихся, чем слушать рассуждения, предложения обучающихся, возможно несогласия. Условия массового обучения формируют эту не лучшую учительскую привычку. Как не учителям знать, как летит время, когда школьники постоянно задают и задают вопросы, прерывая учителя.
Изучение научных трудов М.И.Махмутова, участие в работе конференций, совещаниях в Министерстве просвещения, рассмотрение вопросов проблемного обучения на педсоветах в школах, всколыхнули педагогическую общественность города, а многих учителей заставили пересмотреть своё отношение к организации урочной деятельности. Перед работниками образования, учителями (именно учителя несут знания учащимся) была поставлена задача формирования у школьников умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности, навыков самообразования и самовоспитания. Важно не только дать ученику большой объём знаний, а научить мыслить ученика, находить истину, творить, созидать, вникать в суть изложенного материала, находить главное, одним словом, развиваться интеллектуально.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке. И от умения учителя организовать систематическую познавательную деятельность обучающихся зависит степень мотивации учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию. Кто может помочь ученику? Ответ ясен - прежде всего - учитель!
В 70-ые годы в школе №131 начали создаваться проблемные группы, организовывались индивидуальные собеседования с молодыми учителями по разработке уроков проблемного обучения. Проблемным обучением под руководством А.Н.Писаренко, замечательного заместителя директора, большой умницы, учителя истории, начали заниматься многие учителя: Алеева Т.Ф., учитель химии; Барыкина Н.А, Манькова В.А., Заболотская Т.Н., учителя физики; Никитина Л.Е., Заболотский А.А., учителя математики; Громова Т.Ф., Щедрикова И.В., учителя русского языка и литературы; Ибрагимова А.А., Тарасова Г.В., учителя английского языка, др.
С учётом введения технологии проблемного обучения стали по-новому разрабатываться тематические планы по учебным предметам, планы уроков. При подготовке проблемного урока учителя планировали интеллектуальную, умственную деятельность учащихся, исходя из темы, содержания урока с учётом возрастных особенностей учащихся и общим уровнем их подготовки.
Настольной книгой для нас стали методические рекомендации М.И.Махмутова «Вопросы НОТ при планировании урока», которые помогли учителям во внедрении НОТ при подготовке к занятиям. В методических рекомендациях были представлены схемы поурочного планирования с конкретными примерами по физике, математике, русскому языку и литературе.
Изучая материалы, мы поняли, что ценность проблемного обучения в том, когда учитель включает ученика в различные виды деятельности, ставит его в позицию взаимодействия с учащимися по классу, группе, с учителем; когда ученик может самостоятельно формулировать задачи и решать их, формулировать проблему, задавать вопросы и грамотно отвечать на поставленные вопросы; чтобы он чувствовал себя на уроке уверенно, испытывал радость познания нового, радость победы решения той или иной проблемы, а порой удивлялся чему-то новому или в чём-то разочаровывался, но в итоге испытывали удовлетворение от творческого труда.
Реализация проблемного обучения на уроках способствовала изменению позиции учителя к ученику. Его главной задачей становится организация систематической самостоятельной деятельности обучающихся по раскрытию сущности новых понятий и усвоению способов умственной деятельности. Роль учителя только в управлении и в подаче материала учащимся для размышления.
Особое внимание М.И.Махмутов придавал проблемным вопросам, направленным на проверку прочности ранее усвоенных знаний, помогающих ребенку находить различие и сходство в предметах и явлениях, отбирать факты для доказательств, находить и обобщать факты, причины явления и оценку его значения.
В наше время в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта мы вновь говорим об учителе как личности, способной обучать школьников новым способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение знаний. Изучая внимательно документы, мы находим, что в содержание компетенций, которые учителя должны развивать у школьников, заложены идеи учёного М.И.Махмутова.
Мирза Исмаилович относит проблемное обучение к типу развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его личности.
Содержание предмета представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам добывает из него новую информацию.
Разрабатывая уроки, мы вновь и вновь задавали себе вопросы, искали ответы в трудах великого ученого, отвечали на них, ставя себя на место ученика.
Какие результаты мы могли увидеть в школе?
Посещение уроков по организации проблемного обучения, наблюдения, анализ работ школьников по предметам в форме тестирования, беседы с учащимися, заслушивание результатов обучения школьников на педагогических советах, заседаниях творческих групп, индивидуальные собеседования с родителями школьников на родительских встречах с учителями-предметниками, проводимые администрацией школы, а также результаты успеваемости учащихся позволили сделать следующие выводы: высокий уровень мотивации школьников к изучению предметных наук, изменение отношений между учителем и учеником, успешное сотрудничество учащихся и учителей в решении поставленных проблем, активная деятельность школьников на уроке, развитие умений мыслить, рассуждать, анализировать, умение убеждать, способность отстаивать свою точку зрения и другие, что в свою очередь способствовало повышению качества обучения школьников, их активному участию в интеллектуальной жизни школы, республики.
Современный урок, как и многие десятилетия, и столетия тому назад, многогранен. И каждая его грань требует вдумчивого изучения и постоянного совершенствования. И учитель живёт в постоянном поиске современных форм, методов, технологий и техник, чтобы работа на уроке помогла обучающимся найти себя, порой в очень сложном мире, уметь работать самостоятельно, решать поставленные временем задачи.
Личность академика Мирзы Исмаиловича Махмутова неординарная. Он всегда занимал активную жизненную позицию и хотел видеть будущее поколение активным, с высоким уровнем интеллектуального развития, способностью к самообучению, самообразованию, самосовершенствованию.
Проблемное обучение М.И.Махмутова было актуальным и реализовывалась в XX столетии и приобретает новое звучание в XXI веке.
Мирза Исмаилович Махмутов руководствовался желанием изменить реальную практику образования в прогрессивную сторону его развития. Его идеи были поддержаны многими и воплощаются в жизнь его учениками, сподвижниками.
Литература
1.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей.- М., 1974.- С.220.
2. Махмутов М.И. Вопросы НОТ при планировании урока (методические рекомендации). Казань, 1074г.-82с.
3.Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.- М., 1975.- 368с.