Наш человеческий и научный маяк

Мухаметзянова Лариса Юрьевна, к.п.н., доцент,
Лауреат премии правительства РФ в области образования


Образования основа –
Быть Человеком смысла слова.
Разумность сочетать с прекрасным,
А мир творить добру подвластным.
Знать правду истинных суждений, к ним
Относиться с уважением.
Вершить законы обучения
С Академическим терпением.
Не забывать о самом главном:
Из мира детства родом быть,
Его законы сохранить.


Именно таким Человеком был Мирза Исмагилович Махмутов!

Человек – громада, человек, несущий академическую гармонию в мир образования.

Одним из самых удивительных качеств Мирзы Исмагиловича была научная фантазия: умение удивляться, способность к воображению, постановка, казалось бы, простых исследовательских задач нам, молодым научным сотрудникам, которые в дальнейшем перерастали в творческие открытия и окрыляли нас, как в детстве, неожиданностью своих решений.

Именно он на заре открытия нашего института дал нам, молодым неопытным педагогам путевку в большую научную жизнь, которая стала для нас сутью нашего личностного и профессионального мировоззрения и мировосприятия.

Ни дня не было без создания проблемных ситуаций, которые он ставил нам в процессе нашего научного исследовательского поиска.

Он мог зайти в лабораторию, сверкнуть глазами, пристально осмотреть нас всех и выдать проблемную интересную тему, которую надо было раскрыть в самые короткие сроки. И этот импульс научного заражения, который исходил от большого красивого, сильного и мудрого Человека, искрящегося идеей, которую он озвучивал, заражал и нас стремлением к поиску интересных неординарных решений поставленной перед нами задачей.

Однажды он поручил мне собрать материал по теме «Педагогическое общение».

Казалось бы, самая простая и обычная тема. Но М.И. Махмутов обозначил рассмотрение этой темы в контексте использования произведений литературы и искусства в целях создания непринужденной, человеческой атмосферы взаимообогащения учителя и ученика, способствующей взаимообусловленности их личностных открытий в процессе изучения учебного материала.

Именно Мирза Исмагилович был образцом такого педагогического общения с нами.

Выполнила я это задание за несколько дней, в которые были включены и выходные. Он всегда говорил, что наука и люди, выбравшие ее в качестве жизненного приоритета, времени не наблюдают. Иначе теряется тоненькая смысловая нить открытия и творческого вдохновения, которые сопровождают ученого всю жизнь и формируют его профессиональный статус. И главное в выполнении этого задания было сочетание ответственности и полетной отправной Махмутовской точки, которая не позволяла филонить и приносила радость от нахождения интересных решений и выводов.

В следующий раз мне было поручено выполнить задание по разработке сценария на телевидении отражению процесса формирования музыкальной культуры учащихся профтехучилищ. Были выданы сутки на написание сценарного материала. А надо было привлечь и показать примеры музыкального образования будущих рабочих в реальной практике. Сценарий был завершен в срок. И в процессе обсуждения его содержания с Мирзой Исмагиловичем он при своей удивительной любознательности и пытливости задает мне вопрос: «Действительно ли музыканты при крушении Титаника продолжали играть, невзирая на близкую гибель?» Он всегда мог уловить самую суть раскрываемого явления. И мы долго обсуждали, что искусство в целом и музыка в частности значат для формирования Личности человека, в какой бы специализированной области он не работал и каким бы уровнем образования он не обладал.

А как он умел поддержать нас на защитах!

Моя диссертационная кандидатская эпопея проходила 13 марта 1974под девизом темы «Формирование эстетических понятий у будущих рабочих в процессе преподавания литературы». И вот, когда казалось бы, я уже ответила на все вопросы, один из уважаемых членов Диссертационного Совета, на котором председательствовал М.И. Махмутов, задает провокационный вопрос «А зачем рабочему знание эстетики, и что значит работать красиво?». Я растерялась. Для меня не было сомнений в аксиоматичности формулировки моей темы. И в эту минуту, поддерживая меня, встает наш красивый, бесконечно обаятельный и авторитетный Мирза Исмагилович и произносит такие убедительные слова в поддержку красоты Труда, что все присутствующие были убеждены, что моя тема – самая главная для гармоничного развития человека труда.

Такая профессиональная и человеческая поддержка нас, молодых ученых, многое для нас значила. Она окрыляла нас и давала уверенность в необходимости и важности наших научных открытий.

Он верил в нас. А мы верили ему.

Спасибо, наш человеческий и научный маяк!

Да, свет такого маяка – автограф Ваш всем на века!


Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г.Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687