Несколько штрихов к портрету...

Гильмеева Римма Хамидовна, в.н.с. ФГБНУ «ИПНИМШ РАО», д.п.н, профессор,
Заслуженный учитель школы РТ, Заслуженный деятель науки РТ,
Почетный работник общего образования РФ, действительный член АПСН,
Председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты РТ


Время быстротечно, мир тесен.

Невольно приходят на память эти словосочетания, когда мысленно перелистываешь календарь истории образования и науки нашей республики. Вся история в целом связана с конкретными людьми. Человеком, который олицетворял образование Татарстана долгие годы, был Мирза Исмаилович Махмутов.

Первая моя встреча с ним состоялась весьма неожиданно. Буквально казалось вчера М.И. Махмутов – министр просвещения подбирал молодые кадры из числа педагогов-практиков в вновь создаваемый институт. Пригласили нас – несколь­ко человек из разных школ города Казани на собеседование к нему, а затем повели к зданию на Кремлевской, в которой планировалась открытие в 1976 году в Казани Института профессионально-техни­ческой педагогики Академии педагогических наук СССР (в настоящее время – ФГБНУ «ИПНИМШ РАО»), идея создания которого принадлежала академику С.Я.Батышеву, выдающемуся государственному деятелю в области профессионально-техни­чес­кого образования, крупнейшему специалисту и основателю профессиональной педагогики. В историю отечественного образования С.Я. Батышев вошел как создатель нового научного направления - профессиональной педагогики.

В 2015 году 100-летие со дня его рождения было широко отмечено профессиональным и научным сообществом.

С момента основания (1976 г.) до 1992 года институт связан с именем академика АПН СССР Махмутова М.И. Он был назначен директором НИИ профтехпедагогики АПН СССР уже будучи крупным ученым в области дидактики и выдающимся организатором народного образования в Татарстане. В первые годы работы НИИ ПТП АПН СССР исследования были сосредоточены вокруг проблемы, связанной с поиском форм и методов реализации проблемного обучения в процессе общеобразовательной подготовки и производственного обучения учащихся профтехучилищ.

Но в то время, работая в школе № 93 г. Казани, я уже прикипела всей душой к педагогической деятельности и осталась там, и так случилось, что только спустя много лет (более 30) я продолжила свою трудовую деятельность в данном институте под руководством своего научного руководителя Г.В. Мухаметзяновой, которая в 1992 году стала преемником Махмутова М.И. на этом посту. Доктор педагогических наук, профессор Г.В. Мухаметзянова была известна в то время своими работами в области воспитания. В 1996 году она была избрана действительным членом Российской академии образования, стала заслуженным деятелем науки Российской Федерации в1997 году. Ее хорошо знали в России и на международном уровне. Из воспоминаний академика РАО д.п.н. профессора Г.В. Мухаметзяновой: «В связи с переводом меня на должность директора Института среднего специального образования РАО РФ, которым ранее руководил академик Мирза Исмаилович Махмутов, я испытывала большие сомнения, ибо до этого я не занималась в научном плане профобразованием. Институт в ту пору в течение ряда лет занимался проблемами начального профессионального образования, имел широкую экспериментальную базу. Здесь была реализована идея интеграциии общеобразовательной и профессиональной подготовки специалиста, идея интегративного урока, идея применения теории проблемного обучения в политехнической школе и др., но советы Мирзы Исмаиловича, В.А.Поля­кова, С.Я.Яковлева, А.М.Новикова очень помогли мне».

Проницательными были и слова замечательного татарстанского педагога- ученого М.И.Махмутова, емко и точно определившего место Г.В.Мухаметзяновой в истории российской культуры: «Гузель Валеевна – незаурядная личность. Ее программы по национальной культуре внедрены в массовую практику школ в образовательном пространстве Российской Федерации. Её многогранная деятельность отличается социальной активностью, потребностью донести обширные знания до учительства, до молодежи через средства массовой информации, через лекционную работу. Она – одна из первых ученых в стране обратилась к исследованию проблемы, связанной с подготовкой специалистов для социальной работы». Поистине велик вклад этих академиков в отечественную и мировую педагогическую науку.

В этом году исполнилось бы 90 лет академику, известному ученому, педагогу, общественному и государственному деятелю М.И.Махмутову, получившему мировое признание.

На юбилейном собрании, посвященном 70-летию создания ТИУУ, оценивая вклад в развитие образования нашей Республики М.И.Махму­то­ва в тот период, президент М.Ш.Шай­миев сказал: «Это Министр на все времена!», действительно, самый продолжительный стаж в должности Министра просвещения был у Мирзы Исмаиловича (более 20 лет, начиная с 1958 года).

Работая в этот период в школе №93 г. Казани, помню, как все были увлечены проблемным методом обучения: обучающие семинары, поездки с обменом опыта работы по республике, посещение и проведение открытых уроков, публичные лекции, чтение научных статей по этой проблеме. Слушая выступления Мирзы Исмаиловича и его единомышленников, последователей, не принять эту идею было просто невозможно.

Министр, ученый, блестящий оратор, человек энциклопедического ума, исключительной эрудиции, обладающий невероятной харизмой, всегда дружелюбный - таким вспоминают его все, кто общался с ним и знал его лично. Когда я впервые приехала на Всесоюзную конференцию в Москву по рекомендации своего научного руководителя Г.В.Муха­метзяновой, которая устроила нам – двум аспиранткам кафедры педагогики КФУ поездку за счет Педагогического общества, была удивлена реакции организаторов, которые, узнав при регистрации, что мы из Татарстана, сразу предложили лучшие номера в гостинице «Россия». Этим было выражено глубокое уважение образованию, ученому сообществу Татарстана и лично Министру просвещения М.И.Махмутову. И так бывало часто, он был брендом, визитной карточкой образования Татарстана.

В 1988 году, перейдя на работу в качестве проректора по научно-методической работе ТИУУ, где проработала по 2007 год, от старожилов института всегда слышала много хорошего о его незаурядных управленческих качествах, его безграничном уважении к труду ученых, методистов, педагогов. Я рада, что многие мероприятия проводились в ТИУУ с участием М.И.Мах­му­това. Тем более, что его 80-летие мы отмечали и в ИПКРО (ТИУУ) вместе с ним и всем коллективом Института.

В 2006 году мы – сотрудники Института развития образования (ТИУУ) принимали непосредственное участие в выборе жанра проведения научных встреч ученых, последователей М.И.Махмутова. Было принято решение о проведении Махмутовских чтений в связи с 80-летием со дня его рождения. Первые Махмутовские чтения были посвящены проблеме формирования интеллектуального потенциала в системе общего и профессионального образования. Научным редактором первого сборника материалов была академик РАО Г.В.Мухаметзянова. И эта заложенная при его жизни традиция продолжается.

Еще раз мне пришлось непосредственно убедиться в широчайшей эрудиции и образованности академика М.И.Махмутова в период наших встреч в связи с назначением М.И.Махмутова моим официальным оппонентом по докторской диссертации на тему «Формирование профессиональной компетентности педагога в системе последипломного образования». Это был 1999 год. Я до сих пор бесконечно благодарна Г.В.Муха­мет­зяновой, которая определила оппонентами и экспертами таких замечательных известных ученых, как М.И.Махмутов, Г.А.Петрова, З.Г.Ниг­ма­тов. Их советы, предложения, замечания были учтены в дальнейшей моей научной деятельности.

Действительно, природа щедро одарила Мирзу Исмаиловича незаурядным умом, талантом, мужской красотой и харизмой. Это так, но главное, что было присуще ему неизменно, – это стремление к бесконечному развитию, невероятная работоспособность, постоянный исследовательский поиск.

Ему было все интересно: наука, политика, искусство. И везде он преуспевал.

Гигант мысли, Великолепный собеседник, Ученый, Педагог, Управленец - и все это о М.И. Махмутове, и все это с большой буквы.

Спасибо Вам, что ВЫ были в нашей жизни и есть в нашей памяти.


Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г.Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687