Академик М.И. Махмутов – Учитель, учёный, организатор науки

Трегубова Татьяна Моисеевна, д.п.н., профессор,
в.н.с. ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы» РАО,
Заслуженный деятель науки РТ, Лауреат премии Правительства РФ в области образования,
магистр образования США


Хотя прошло уже почти 30 лет, когда я впервые увидела Мирзу Исмаиловича Махмутова, но эту первую встречу я помню очень хорошо. Был май 1987 года. Я - молодая учительница средней школы № 122 вместе с другими преподавателями школ, ПТУ и техникумов сижу в зале заседаний Ученого Совета на консультации для поступающих в аспирантуру при НИИ профтехпедагогики АПН СССР, ожидаем следующего лектора, и вдруг в зал заходит директор Института, академик М.И.Махмутов...

Сказать, что в зале наступил переполох – это значит ничего не сказать. Мы все просто онемели: мы увидели живого классика отечественной и зарубежной педагогики, автора фундаментальных работ, которые являлись и являются нашими настольными книгами в педагогической деятельности. А Мирза Исмаилович начал с нами быстро знакомиться, задавал вопросы, интересовался, почему мы решили поступать в аспирантуру. Надо признаться, что разговор был не очень активным с нашей стороны – и я, и Гуля Хасанова, и Рамиль Мингазов, и Лена Хрисанова (сегодня все мы – доктора педагогических наук, профессора) и другие претенденты на место в аспирантуру, как завороженные смотрели на него, ловили каждое его слово и просто боялись, что-то ответить невпопад.

Понятно, что все последующие дни перед вступительными экзаменами в аспирантуру я провела без сна и отдыха, вновь и вновь штудировала книги по педагогике, начиная с древних времен, конспектировала научные статьи, изучала труды сотрудников Института. Это позволило мне на вступительном экзамене по педагогике, который принимал лично Мирза Исмаилович, выглядеть достойно и получить «пятерку» от Академика.

Надо сказать, что Мирза Исмаилович всегда интересовался работой Совета молодых ученых и аспирантов Института, присутствовал на традиционном посвящении в «Действительные аспиранты» НИИ профтех­педа­го­гики, предоставлял нам возможность за счет Института дважды в год ездить в Москву, чтобы поработать в диссертационном зале Ленинской библиотеки (Интернета ведь тогда не было). Но и всегда был строг и требователен при ежегодной аттестации аспирантов и докторантов.

Так получилось, что мое кандидатское диссертационное исследование, выполненное под научным руководством профессора М.И.Рож­ко­ва, было связано с развитием ученического самоуправления и сотрудничества педагогов и учащихся. Одной из экспериментальных площадок был Всесоюзный трудовой оздоровительный лагерь ЦК ВЛКСМ «Рабочая смена» (г.Анапа), на базе которого была создана впоследствии научная лаборатория Института.

Летние профильные смены учащихся ПТУ проходили под научным руководством профессора М.И.Рож­кова, а непосредственно опытно-экспериментальную работу вела я, как старший комиссар (старший воспитатель) ВТОЛ «Прибой». Многие сотрудники нашего Института приезжали в командировки, проводили также свои экспериментальные исследования, собирали материалы для своих книг и диссертаций. В июне 1989 года приехал во ВТОЛ и Мирза Исмаилович. Он глубоко и компетентно интересовался воспитательной работой с учащимися ПТУ, много беседовал с ребятами из разных городов Советского Союза, проводил консультации для педагогов смены. Он положительно отозвался и о моей работе по развитию ученического самоуправления в лагере, по подготовке лидеров из числа учащихся ПТУ и, в целом, по организации профильной смены. Однако вечером в летнем кинотеатре лагеря «Прибой» (на выбор репертуара фильмов мы не могли влиять, это был – коммерческий проект) показали американский фильм «Враг мой» о кровопролитной войне с расой рептилий, которую вела Планета Земля, о войне на полное уничтожение, о смертельных врагах. Естественно, отдыхающие в лагере, а большинство из них были молодые юноши, учащиеся ПТУ, с большим интересом и соответствующими комментариями просмотрели этот фильм.

Как же был сердит Мирза Исмаилович на нас, педагогов, за показ этого фильма. Он сказал, что этот фильм за один вечер перечеркнул всю нашу воспитательную работу с учащимися, так как пропагандировал насилие, жестокость, власть силы. Я это запомнила на всю жизнь.

О посещении академиком Махмутовым Всесоюзного лагеря еще потом долго вспоминали, да и на него он произвел, в целом, благоприятное впечатление, потому что через год, в 1990 году именно на базе ВТОЛ «Рабочая смена» был успешно проведен Институтом под руководством Мирзы Исмаиловича советско-американский семинар по профессиональной педагогике.

Я бесконечно благодарна Мирзе Исмаиловичу, что после успешной защиты кандидатской диссертации он пригласил меня работать в созданную в Институте под его руководством научно-исследовательскую группу по сравнительной педагогике. Наша страна начала активно участвовать в международных программах и проектах, происходила смена образовательных приоритетов, начались интеграционные процессы в области профессионального образования.

НИИ профтехпедагогики АПН СССР установил эффективные научные контакты с учеными – экспертами из США, Великобритании, Германии и нужно было активно исследовать международный образовательный опыт, который был важен не для механического заимствования тех или иных образовательных парадигм и доктрин, а, прежде всего, для осмысления естественных явлений взаимодействия, взаимообогащения все еще существенно различных образовательных систем, поиска работоспособных механизмов стимулирования интеграционных процессов.

И первое, на что обратил внимание академик М.И.Махмутов, что отсутствует единообразие в терминологии, которой пользуются различные страны и также страны, принадлежащие к общим языковым группам, по вопросам организации и уровней профессионального образования. Например, термин «среднеепрофессиональное образование» не используется в американских научных публикациях или тературе. В интерпретации ЮНЕСКО все уровни образования, носящие преимущественно практико-ориентированную, прикладную направленность, относят к техническому и профессиональному образованию. В европейских странах начальное и среднее профессиональное образование, включая дополнительное, обозначается аббревиатурой VET(Vocational Educationand Training).

В англоязычной научной литературе такие понятия, как «Теории реформирования», «Парадигма теоретического знания в области реформирования образования», «Модели реформирования», «Концепция реформирования» часто употребляются как идентичные и строго не дифференцируются. Более того, авторы книг и статей о сущности и основных направлениях реформирования образования придерживаются порою несходных и противоречивых мнений. Но таков стиль зарубежных издателей – каждому автору, который считается экспертом, предоставляется полная свобода выражения: здесь нет привычной нам краткости, логичности, единства точек зрения при широте охвата проблематики. Экспертами в данном случае являются все субъекты развития системы профессионального образования: политики, экономисты, ученые, социальные партнеры, практические работники системы образования.

Понимая важность и необходимость для научного сотрудничества с зарубежными исследователя «говорить» с ними на одном языке понятий и терминов, Мирза Исмаилович отправляет меня весной 1991 годав Великобританию, в Лондонский университет, на стажировку в «Центр послешкольного образования» для сбора материалов в англо-русский словарь - глоссарий по профессиональному образованию.

В Лондоне у меня было еще одно поручение от Мирзы Исмаиловича, о котором я не могу не сказать. Академик Махмутов попросил меня найти профессора Эдвара де Боно, психолога и писателя, эксперта в области творческого мышления, с которым он познакомился на одной из международных конференций, и хотел передать ему свои книги.

Естественно, я обратилась за помощью к своему британскому консультанту, профессору Майклу Янгу, и рассказала ему о просьбе Мирзы Исмаиловича. Мои британские коллеги выразили большое сомнение, что знаменитый профессор де Боно сможет найти время на даже телефонный разговор со мной ввиду своей колоссальной занятости и востребованности, и были абсолютно в шоке, когда он пригласил меня к себе в гости домой на ужин, чтобы я ему рассказала подробнее о Мирзе Исмаиловиче, о его книгах и о Республике Татарстан. Поистине, имя академика Махмутова открывало любые двери.

Мирза Исмаилович до последних дней своей жизни оставался членом диссертационного совета нашего института, когда его возглавила академик Мухаметзянова Гузель Валеевна, с которой он был очень дружен и которую высоко ценил и всегда поддерживал. Я неоднократно была свидетелем их научных бесед, размышлений, обсуждений диссертационных исследований своих учеников...Их научные школы - это не только и не столько административное, научное образование в лабораториях и, в целом, в институте. Их научные школы – это особый социально-педагогический феномен, это - интеллектуальная, эмоционально-ценностная, неформальная, открытая общность ученых разных статусов. Среди их учеников – и Герои социалистического труда, и начинающие исследователи, и боевой генерал, и сельские учителя, руководители известных в стране учебных заведений и общественные деятели. И у всех у нас они воспитали, прежде всего, своим ярким личным примером, исследовательский стиль мышления, определенный способ подхода к решению научных проблем, «вкус» к научному поиску.

Накануне 90-летия Мирзы Исмаиловича Махмутова хочется еще раз высказать восхищение его выдающимися качествами как масштабного ученого и авторитетного создателя научной школы, как высочайшего профессионала, а также его прекрасными человеческими качествами: доброжелательностью, мудростью, душевной щедростью и тонким чувством юмора.


Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г.Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687