Учёный, педагог, наставник

Галеева Ирада Шамильевна, зав.научно-методическим сектором
ИМО Управления образования г. Казани, Заслуженный учитель РТ, член – корреспондент АПСН


Всё познаётся в сравнении. Время позволяет осмыслить прошлое, соотнести настоящее с прожитым, бросить взгляд в будущее.


Чем был Мирза Исмаилович Махмутов для образования России, Татарстана, г.Казани? Однозначно, выдающимся учёным - дидактом. Его имя звучало наряду с Ю.К. Бабан­ским, М.Н. Скаткиным, И.Я. Лер­не­ром. Не в противовес, а наряду - дополняя, расширяя, акцентируя, создавая новое.

Махмутов – это школа станов­ле­ния руководителей образовательных учреждений, учителей. Это выход за пределы узкопредметного видения, это философия советского образования. Чтобы создать такую профессиональную базу, нужно быть стратегом и тактиком, вдохновителем и организатором, а главное – учителем.

Сегодня многие руководителя сетуют на сопротивление педагогов при внедрении тех или иных инноваций. Наверное, это происходит потому, что не умеем рассказать, показать, а исполняем лишь роль руководителя. А надо быть инициатором, владеть техниками коммуникации, быть коучем, и тогда тебе поверят, захотят быть в твоей команде.

Небольшая лаборатория в здании школы №116 Вахитовского района г.Казани. Именно здесь рождались идеи, конструировались уроки, осуществлялся мониторинг апробации проблемного обучения в школах г. Казани и Республики Татарстан. Мирза Исмаилович читал лекции, встречался с руководителями школ, приходил на уроки: анализировал, обучал, разъяснял, рисовал будущее образования нашей страны – и учитель влюблялся в него, становился его сподвижником, соратником.

Он оптимально использовал человеческий потенциал. Союз науки и практики – вот в чём был успех. В него верили: он будил мысль, давал надежду на успех. Учёный способствовал личностному развитию каждого, обучал новым навыкам в рамках практико-ориентированных заданий, много сил отдавал сплочению команды.

Под мотивами принято понимать желания, которые настолько сильны, что ради их удовлетворения человек готов целенаправленно действовать и преодолевать препятствия в течение определённого отрезка времени. Этим отрезком была вся жизнь М.И.Махмутова. И ключевыми мотивами, конечно же, были уровень ответственности, саморазвитие, содержание работы и, наверное, очень важная составляющая - психологический климат в коллективе.: поддержать материально и морально, обеспечить жильём, узнать о здоровье, дать совет, просто по-чело­ве­чес­ки поговорить. Эмоциональная компетентность во многом определяет эффективность руководителя. Это и собирало вокруг него людей, потому что это был открытый человек с открытым сердцем.

Утром, приходя в институт, он обходил все лаборатории: на первом этаже – Н.М.Таланчука, А.И.Власен­кова, И.Я.Курамшина, О.С.Гребе­нюка, на 2 этаже – Л.А.Воловича и кабинет А.И.Кирсанова. Особое значение он придавал своей лаборатории дидактики, где работали Н.М.Мочалова, З.Е.Михайлова, В.А.Карсонов, Т.Б.Гребенюк, А.З.Ша­кир­зянов, В.С.Безрукова, В.Г.Катышев...

Я думаю, здесь была его душа. Разговор шёл на равных, от них он ожидал воплощения своих идей. Методологические семинары М.И.Мах­му­това - это великая школа мысли: он заслушивал аналитические материалы, обзоры литературы, тут же накидывал вопросы, порой ставя в тупик, а иногда и подсказывая выход из ситуации. Казалось, он сам в процессе этих дебатов учится, подвергает сомнению, а на самом деле - это был процесс рождения новой книги. А потом приёмная, где всегда много народу: аспиранты, соискатели, сотрудники, и каждый со своим вопросом. Институт по адресу: Ленина, 10 знал каждый преподаватель профтехучилища, каждый сотрудник министерства и все вузовские учёные. А педагогический институт жил его идеями, реализовывал их в процессе подготовки будущих учителей.

Любое дело обречено на провал, если рядом нет верных сподвижников. Таким человеком была Зинаида Евменовна Михайлова. Рядом с ним в министерстве просвещения (слово-то какое – дать свет!) в качестве заместителя министра, позднее в институте. Просто друг, но как нам порой не хватает именно таких людей! Преданность, верность человеку и его делу – вот что определяло З.Е.Михайлову. Друг, коллега, советчик – она была членом его семьи, где выслушают, поймут, искренне порадуются.

Знания, упорство, устремлённость в будущее и понимание, что кадры решают всё.

М.И. Махмутов столько сил приложил для привлечения в г.Казань талантливых людей. Они ехали отовсюду, со всего советского пространства, и их профессиональному становлению способствовал, безусловно, академик Махмутов. Все научные сотрудники: от академика до аспиранта – были единой семьёй.

О его стиле руководства свидетельствует и организация работы в институте. Подготовка к конференциям начиналась задолго, и выезжала в командировку целая команда, независимо от статуса, от учёной степени. Проводились установочные семинары, консультации, проектировались уроки, готовили пленарное заседание, где будет выступать сам учёный, а в докладе будет осмысление опыта именно этих учителей, и все услышат их фамилии, узнают адреса передового опыта. Зал слушал в абсолютной тишине, а головы сидевших в президиуме были повёрнуты в сторону говорившего (как солдаты в строю: равнение направо), а потом гром аплодисментов. Балашиха Московской области, Ростов – на Дону, Таганрог, Шахты Ростовской области... Встречи с руководителями области, директорами профтехучилищ, с педагогами.

Институт моделировал современное образование на всём советском пространстве. В экспериментальной апробации методов проблемно – развивающего обучения участвовала вся страна. Учение, развитие, воспитание. Казань стала столицей нового образования. Сотрудники лабора­торий руководили городскими методическими объединениями учителей, проблемными группами педагогов. Экспериментальной базой были училища №33, №2, 3, 4, 42, 51, где порой преподавали сами учёные (это было требование Мирзы Исмаиловича Махмутова – на практике проверять все идеи). От лаборанта, аспиранта до старшего научного сотрудника – всем быть на экспериментальных площадках. Именно в 70-90 годы 20 века защитили кандидатские диссертации многие директора школ и профтехучилищ.

От теории – к практике. Этот шаг был очень стремительным, грамотно организованным, и именно благодаря этому, заговорили о татарстанских учителях. В Казань ехали из Армении, Азербайджана, Грузии, Украины, Белоруссии, Узбекистана, республик Прибалтики (даже там была открыта лаборатория института). Вся страна училась.

Проблемно – развивающее обучение... Новая структура урока, технологические навигаторы для учителя, схемы анализа уроков с учётом разрабатываемых принципов проблемно-развивающего обучения, осознание бинарности обучения и учения – всё это в книгах М.И.Махмутова, написанных в прошлом веке, но это и ответ на многие вопросы сегодняшнего образования: чему учить и как учить.

Не случайна фраза: жизнь – миг и жизнь – эпоха.

Так, и М.И. Махмутов в судьбе своих коллег, учителей – это комета и целая жизнь.


Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г.Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687