Махмутов как директор академического института

Осипов Петр Николаевич, д. п. н., профессор, Заслуженный учитель школы РТ,
Лауреат премии правительства России в области образовании, ученый секретарь НИИ профтехпедагогики
АПН СССР (1981-1993 г.)


В 70-е годы ХХ века ведущим отраслям отечественного производства – машиностроению и нефтехимии – понадобились более квалифицированные рабочие, готовить которых были призваны тогда трехгодичные средние профессионально-технические училища (СПТУ). Довольно слабый контингент СПТУ за три года обучения должен был освоить двухлетнюю программу средней школы и одновременно двухлетнюю программу профтехучилища. Для решения целой серии непростых задач, возникающих на этом пути, требовался труд ученых. Эти обстоятельства обусловили открытие в г. Казани в 1975 году научно-исследовательского института профессионально-технической педагогики Академии педагогических наук СССР.

Идея создания института принадлежала академику Сергею Яковлевичу Батышеву. А первым директором нового академического института был назначен министр просвещения ТАССР Мирза Исмаилович Махмутов, который некоторое время совмещал две эти должности. Институтом он руководил 17 лет.

Я познакомился с М.И.Махмутовым в сентябре 1975 года в его квартире на улице Горького. После принятия правительственного решения об открытии в Казани НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР мы вместе с будущим первым его заместителем по научной работе Эриком Ильясовичем Аухадеевым приступили к разработке планов этого института. В то время мы проводили большую работу по профориентации школьников и адаптации молодежи на производстве на базе одного из крупнейших предприятий города – моторостроительного производственного объединения, буквально жили в школах и производственных цехах, мечтали о развитии научных исследований в области профессиональной педагогики. А учитывая, что я хорошо владел машинописью, мне пришлось собственноручно печатать все планы готовящегося к открытию института. Тогда в это мало кто был посвящен. Открытие института состоялось несколько позднее – в начале 1976 года.

Со дня первого своего знакомства и до последнего дня, когда я последний раз видел его машущим мне рукой с балкона, у меня было о нем своё представление, как о земном, простом в общении, доступном человеке. Он много работал и ценил тех, кто умел и любил это делать. Очевидно, я относился к их числу, иначе вряд ли бы столько лет был по правую руку от него, работая ученым секретарем института. Но это было позднее.

В конце декабря 1975 года вместе с Э.И.Аухадеевым (тогда он заведовал кафедрой и был деканом в пединституте) за счет своих хоздоговорных средств, которых у нас было достаточно, мы поехали в командировку в Киев, на Всесоюзную научно-практическую конференцию, посвященную проблемам профессионально-технического образования. Именно здесь М.И.Махмутов представил нас как первых сотрудников НИИ профтехпедагогики АПН СССР академику С.Я.Батышеву. Постоянно находящийся в центре внимания, окруженный весьма солидными людьми, он, тем не менее, живо интересовался нашими исследованиями, планами, одобрял их, радовался тому, что институт уже набирает кадры.

Здесь же тогда мы впервые познакомились и с будущим академиком, а в те годы ещё кандидатом психологических наук Р.Х.Шакуровым. Будучи выпускником Казанского университета, он мечтал перебраться в Казань, М.И.Махмутов поручил нам побеседовать с ним, выяснить, чем тот может быть полезен в новом институте. Дело в том, что научные интересы Р.Х.Шакурова были далеки от профессиональной педагогики, он был известным специалистом в области управления школой.

Под институт было выделено здание на улице Ленина, дом 10. В нем не было ни столов, ни стульев. Собирали все, как говорится, с миру по нитке. Работали на своих основных местах, Мирза Исмаилович – в министерстве просвещения, мы с Эриком Ильясовичем – у себя, в пединституте, на кафедре. Встречались и в Кремле, в министерстве, и на Ленина,10. С 1 февраля институт уже работал. Собеседование с первыми научными сотрудниками, как и первое заседание ученого совета, проходило в кабинете министра просвещения с участием академика С.Я.Батышева.

Помню, как представил ему Мирза Исмаилович меня. Поскольку эта встреча состоялась на следующий день после моего возвращения из Польши, он сказал: «Вот, Сергей Яковлевич, специалист к нам приехал из Польши». С.Я.Батышев, улыбаясь, спросил: «Правда?» и добавил: «А Вы хорошо говорите по-русски». Мне оставалось только сказать: «Правда, Сергей Яковлевич, я действительно только что приехал из Польши, но был там по туристической путевке». При этом оба они рассмеялись и тут же принялись обсуждать научную работу.

На работу и на учебу в институт приглашались специалисты и практики со всей страны. Например, В.Н.Зубков приехал с Сахалина, будущий член-корреспондент Н.М.Таланчук – с Иркутска, учитель физики, ныне также член-корреспондент РАО Г.И.Ибрагимов – с Махачкалы.

Как руководитель НИИ М.И.Махмутов умело определял наиболее важные и перспективные направления исследований в профессиональной педагогике и дидактике, направлял коллектив на их разработку.

В 1976-1980 гг. учеными института под руководством С.Я.Батышева и М.И.Махмутова на основе теоретических идей, локальных экспериментов и обобщения передового опыта были разработаны общие вопросы исследования в педагогике профессиональной школы; содержание и структура современного урока; система методов проблемно-развивающего обучения в средних ПТУ; психолого-педагогические основы комплексного применения технических средств обучения в системе методов обучения; теоретические основы системного подхода к оборудованию и оснащению учебных кабинетов по общеобразовательным предметам с учетом специфики средних ПТУ; экспериментальные программы курсов физики и математики; способы реализации профнаправленности в преподавании гуманитарных предметов в средних ПТУ; рекомендации по учету принципа преемственности в трудовой подготовке школьников и профессиональной подготовке учащихся ПТУ; велись социально-психологические исследования условий эффективного управления деятельностью инженерно-педагогических коллективов средних ПТУ.

В 1981-1985 гг. исследования ученых Института были сосредоточены вокруг двух основных проблем: дидактика и методика преподавания общеобразовательных предметов в средних профтехучилищах; совершенствование воспитания учащихся. На основе логики процесса усвоения нового знания было дано теоретическое обоснование урока в среднем профтехучилище как целостной системы, предложена дидактическая структура урока. За книгу «Современный урок» (М.: Педагогика, 1981. 191 с.) М.И.Махмутов получил высшую академическую награду – премию им. Н.К.Крупской.

В те годы были сформулированы психолого-педагогические и дидактические основы преемственности и профнаправленности в обучении, выявлены оптимальные формы и методы воспитания у учащихся устойчивого интереса к избранной профессии в процессе производственного обучения, деятельности ученических общественных организаций и органов самоуправления.

В период с начала 1986 по 1990 гг. дальнейшее развитие получила проблема взаимосвязи. В центре внимания исследований были две темы: «Методологические основы взаимосвязи общего и профессионального образования (руководитель академик М.И.Махмутов) и «Теория целостного процесса обучения в средних профтехучилищах» (руководители – член-корр. РАО А.А.Кирсанов, к.п.н. О.С. Гребенюк). В области процесса обучения появилась одна из первых работ по педагогическим технологиям в средней профессиональной школе, в которой была предложена целостная классификация педагогических технологий (руководитель - ныне член-корреспондент РАО Г.И. Ибрагимов).

Большое внимание уделялось методике преподавания курсов химии (И.Я.Курамшин и др.), физики (А.А.Пинский, О.С.Гребенюк и др.), общетехнических дисциплин (А.З.Шакирзянов, И.А. Халиуллин и др.). Были сделаны пионерские разработки, связанные с концептуальными идеями, изложенными в научных трудах и монографиях Р.Х.Шакурова, среди которых «Психология перестройки» и «Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив». Новые возможности совершенствования воспитания в системе профессионального образования открыла и синергетическая концепция воспитательного процесса, разработанная Н.М.Таланчуком. Более чем в 500 учебных заведениях России внедрили ее в воспитательный процесс.

Как бы завершающим звеном исследований М.И.Махмутовым проблемного обучения является разработка совместно со своими учениками М.А.Чошановым и Г.И.Ибрагимовым оригинальной концепции педагогических технологий, основанной на идее целевой интеграции форм и методов проблемного обучения и ориентированной на формирование способов мыслительной деятельности учащихся.

Больше всего М.И.Махмутова как директора института заботил научный рост сотрудников. До сих пор храню небольшой листочек для заметок, на котором он собственноручно распланировал, кто и в каком году должен стать доктором наук. Он мечтал, что ежегодно в институте будет по 2-3 своих доктора наук. Не все оправдали его надежд по срокам, некоторые не оправдали вообще.

В институте довольно скоро появилась своя аспирантура.

Вместе с С.Я.Батышевым, который был академиком-секретарем Отделения профессионального образования АПН и почти и четверть века членом ВАК, они приложили немало усилий для открытия в институте диссертационного совета, в котором могли бы защищать свои работы специалисты, работающие в области профессионального образования, профессиональной педагогики.

Полным ходом в совете шли публичные защиты докторских и кандидатских диссертаций. Причём, они действительно носили публичный характер, приходили в актовом зале Дома учителя, на Профсоюзной. Но если кандидатами наук становились свои сотрудники, то докторами – приезжие.

За годы функционирования диссертационного совета в нем защитились аспиранты и соискатели из многих регионов России, в том числе из Москвы, Екатеринбурга, Махачкалы, Оренбурга, Саранска, Йошкар-Олы, Перми, Тюмени, Томска и др. В числе защитившихся здесь докторов педагогических наук ставшие впоследствии академиками РАО М.А.Берулава, Б.С.Гершунский, В.С.Леднев, А.М.Новиков, членами-корреспондентами РАО В.М.Медведев, Е.Г.Осовский, Н.М.Таланчук, профессорами В.С.Безрукова, Л.И.Гурье, И.Я.Курамшин, Ю.А.Кустов, М.И.Рожков, Ю.С.Тюнников, Н.К.Чепаев, М.А.Чошанов, Н.Е.Эрганова и многие другие известные сегодня в стране ученые. Здесь выросла большая научная школа, «выпускники» которой успешно трудятся сегодня в различных вузах и городах страны, в том числе и в Казани. Под научным руководством самого М.И.Махмутова подготовлено 9 докторских и 36 кандидатских диссертаций.

М.И.Махмутов приложил немало усилий для открытия в институте докторантуры. Помню, как он поручил мне составить список всех сотрудников в возрасте до 40 лет, имеющих ученую степень, как потенциальных кандидатов в докторантуру. Таких оказалось более трех десятков. Это был 1989 год, осень. Институту выделили квоту – одно место для зачисления в докторантуру. В срок до 1 декабря мы должны были определиться с кандидатом. И вот в последний ноябрьский день долго вместе с ним мы перебирали всех кандидатов, но никто не подходил по таким требованиям, как наличие публикаций после защиты и защищенных под его руководством аспирантов.

«Что же это такое, я так долго «пробивал» докторантуру, а получается, что и направить некого?» – сожалел он. Я молчал. Он посмотрел на меня и сказал: «Пётр, ну, у тебя-то же всё есть. Не пропадать же месту, давай тебя направим». И тут же пригласил зав. аспирантурой и попросил позвонить в академию, чтобы сообщить о своем решении, добавив, что личное дело на меня там есть, ничего дополнительного не надо.

Так совершенно неожиданно я стал докторантом, правда, не сразу, а спустя три месяца. Да и в докторантуре мне не пришлось быть положенных три года. Пока я там находился, в институте начали происходить негативные события, связанные с выражением недовольства директором. Определенный круг людей, как тогда писали некоторые СМИ, «раскачивал лодку». Поэтому в один из дней Мирза Исмаилович позвонил мне домой и сказал: «Пётр, выходи, ты мне нужен». Это был самый нехороший период моей работы в НИИ. Мне пришлось обеспечивать «передачу власти».

Спустя годы я пытаюсь понять, что хотели «недовольные»? Ведь они имели всё, на что были способны. И нахожу оправдание: стоя у подножия горы, трудно оценить её величие.

К сожалению, многие люди быстро забывают добро по отношению к ним со стороны других. М.И.Махмутову пришлось это испытать на себе. И это при том, что трудно найти руководителя, который был бы также заботлив по отношению к своим сотрудникам, как он. В первый же год открытия института он добился выделения для сотрудников 20 квартир. И в последующие годы квартиры регулярно выделялись. Добился выделения земли под коллективное садоводство. Он был организатором не только научных исследований, но и культурной жизни своего коллектива. Помню, например, как отмечали все вместе день Победы за городом, на озере Лебяжье, неоднократно совершали поездки на теплоходе.

Его отличали исключительная работоспособность и требовательность. Требовательность, прежде всего, к самому себе. Да, иногда он был очень требователен и строг, но он никогда никого не унижал и не оскорблял, не повышал голос. Эти требовательность и строгость были вполне оправданными.

Он великолепно владел языками, стилями общения – в зависимости от того, с кем, где, когда говорил, от конкретной ситуации, использовал различные языковые формы и средства общения.

Он всегда был собран, спокоен, уверен в себе, тверд. Самодостаточен. Никогда не спрашивал: «Ну, как я выступил?»

Человек высочайшей культуры, интеллигент.

Эти и многие другие позитивные личностные и деловые качества он стремился прививать своим ученикам.

Мирза Исмаилович предстаёт перед нами как Учитель, Наставник и Воспитатель научных кадров, непревзойдённый методолог и теоретик, талантливый превосходный педагог и ученый, неутомимый организатор фундаментальных и прикладных исследований.

Для меня он – Человек, по интеллекту, величию духа, творческим и организаторским способностям которому нет равных. И я счастлив, что много лет имел возможность соприкасаться с ним, быть его «правой рукой».


Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г.Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687