«Дар, присущий таланту и даже гению...»

Масленникова Валерия Шамилевна, д.п.н., профессор, Заслуженный деятель науки РТ,
Заслуженный работник культуры РТ, Лауреат премии Правительства РФ в области образования


Лауреат Нобелевской премии за 1913 год французский физиолог Шарль Рише (Richet) (1850–1935) отмечал: «...Наука требует все больших жертв. Она не желает ни с кем делиться. Она требует, чтобы отдельные люди посвящали ей все свое существование, весь свой интеллект, весь свой труд. ...Знать, когда следует проявить упорство, когда остановиться,— это дар, присущий таланту и даже гению». Это в полной мере касается человека энциклопедического ума и исключительной эрудиции одного из основоположников теории и практики проблемного обучения, арабиста и тюрколога, автора огромного количества работ по педагогике, общественного деятеля и организатора образования Мирзы Исмаиловича Махмутова.

Мирза Исмаилович Махмутов создал научно-исследовательский институт профессионально-технической подготовки Академии педагогических наук СССР и на протяжении 17 лет оставался его директором. Одним из первых он наладил сотрудничество в области образования с США по российско-американской программе обучения, стал первым ректором Татарско-американского колледжа в Казани. Так сложилась моя жизнь, что мне посчастливилось встречаться с Мирзой Исмаиловичем в течение всех лет, когда он занимался научной и организаторской деятельностью в системе образования.

Что собой представляет Научная школа М.И. Махмутова?

Прежде всего, это научное течение. В его основе - идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и профессионального образования как средстве реализации этих возможностей в процессе профессиональной деятельности. Целевые установки Научной школы М.И. Махмутова - это теоретические и практические методы проблемного обучения в общеобразовательной и профессиональной школах, основы организации учебного процесса..Он создал новую систему (структуру и методы) современного урока.

М. Махмутов вместе со своими учениками активно разрабатывал вопросы взаимосвязи экономики и интеллектуального потенциала общества, а также вопросы соотношения религиозного и светского знания в системе образования. Он понимал, что основу становления личности должны составлять духовные ценности. Девизом его учеников было изречение: Единомышленники – не те, кто думают одинаково, а те, кто думают об одном и вместе. Эти отношения определяются научными способностями главы школы М.И. Махмутова как научного лидера и организатора коллективного исследовательского процесса.

Научная школа Махмутова М.И. — это сообщество исследователей, интегрированных вокруг него как генератора идей, обладающего особыми исследовательскими и, что также важно, человеческими качествами. При Махмутове М.И. объединялась группа соратников и учеников, которые разделяли его научные идеи и общие теоретические принципы, методологию исследований по проблемам образования и воспитания.

М.И. Махмутов часто говорил тем, кто хочет заниматься наукой, что надо понять и осознать, что наука — это призвание и служение, а не служба. У научного работника даже служба носит творческий характер, должна быть его призванием, иначе ничего не получится. В науке существует свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, системы ценностей. Он постоянно подчеркивал, что в свою очередь ученый — это особая профессия. Работа в науке — тяжёлый труд, здесь нередки поражения, порой они более часты, чем победы и достижения.

Личность М. Махмутова неординарная. Он всегда занимал активную жизненную позицию, неустанно занимался общественной деятельностью.

Академик АНТ, РАО М.И. Махмутов остро откликался на все проблемы современности, публикуя в газетах и журналах статьи о языке, формировании национального самосознания, развитии национального образования, истоках терроризма, влиянии Запада и Востока на формирование ментальности россиян. Его разработки и открытия нашли отражение на страницах более 450-ти научных трудов и статей. Ряд научных трудов Мирзы Исмаиловича переведён и издан на испанском, немецком, эстонском, узбекском и других языках

Важнейший труд учёного, который открыл глаза на многое, как филологам-арабистам, так и историкам, это книга "Мир Ислама". На сегодняшний день это самый содержательный учебник по страноведению мусульманских стран. В предисловии к "Миру Ислама" Мирза Махмутов написал: "Почему в сознании значительной части студенчества и образованной публики не формируется положительное отношение к миру ислама? Причин много. Одна из них - глобализация экономики и культуры - породила конфликтную ситуацию в мире. У большей части населения Запада нет объективного представления об истории мусульманских стран и их сегодняшнем состоянии...". Это отклик ученого на возрастающий в обществе интерес к мусульманской культуре. Мирза Махмутов часто критиковал эту отсталость и недостаточное использование прогрессивных средств западного образования. Поле сравнений у Мирзы Махмутова было достаточно широким, так как он посетил многие восточные и западные страны. Его лозунгом стал взаимный диалог культур. Именно в этом Мирза Махмутов видел выход из создавшейся ситуации неравенства взглядов. Он любил говорить: «Культура – это благо незримое».


Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г.Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687