Система повышения квалификации педагогов: вчера, сегодня и завтра

Исламшин Рашит Ахатович, д.п.н., профессор


Учреждения системы повышения квалификации в своем развитии называли по-разному: институт усовершенствования учителей (ИУУ), институт повышения квалификации (ИПК), институт развития образования (ИРО). В рассуждениях отдельных авторов, поверхностно разбирающихся в сущности повышения квалификации, это звучит как простое изменение названия института. К сожалению, это не так. Верно, в единой сложившейся парадигме, пришедшей вместе с новым Федеральным Законом об образовании в РФ система повышения квалификации представлена как дополнительное профессиональное образование, а образовательные организации самостоятельны в выборе своего названия. Возможно, это и соответствует запросу времени. Но я бы хотел все же подчеркнуть особенности названных образовательных организаций. Общим для них является сохранение традиционных функций – компенсаторных по отношению к базовой профессиональной подготовке. Для современных ИУУ (они еще существуют в отдельных регионах) характерным (и общим) является реализация функций развития личности педагога по отношению к сформированным способностям учителя к инновационной деятельности, к преобразованию собственной деятельности и окружающей общекультурной среды и такой функции как социально-педагогическая и психологическая защита педагога.

Особенное в названиях образовательных организаций состоит в выборе стратегии его деятельности и определяется социокультурной характеристикой региона, профессиональными потребностями педагога и методическими возможностями профессорско-преподавательского состава ИПК. Я не случайно отметил методические возможности профессорского – преподавательского состава, так как эта особенность особо значима для системы повышения квалификации. Наряду с этим, для всех характерна мировоззренческая и профессиональная культура всех участников образовательного процесса – и педагогов, и андрагогов, и управленцев.

Ведущей идеей для развития ИУУ (института усовершенствования учителей) была ориентация на предметную сферу, в ней происходит обновление новыми гуманистическими смыслами технократической парадигмы образования. В 70-80 гг. были определены основные ориентиры в содержании курсов для ИУУ. Они обеспечивались учебно-тематическими планами и программой курсов повышения квалификации для учителей различных специальностей, воспитателей ДУ, руководителей школ и их заместителей. Методисты ИУУ хорошо знали школу, предмет обучения, проводили курсы, консультировали учителей по всем вопросам обучения и передового педагогического опыта.

Принципами функционирования ИУУ как государственной системы повышения квалификации (СПК) учителей были:

1) государственный характер СПК, партийное руководство СПК;

2) взаимосвязь СПК и системы педагогического образования;

3) опережающий характер и непрерывность процесса повышения квалификации;

4) дифференциация содержания программ и ориентация на использование активных методов в СПК учителей, направленное на их развитие.

Ключевой проблемой являлась методическая работа как составная часть профессионально-педагогической деятельности, в рамках которой создавались теоретические разработки, обеспечивающие педагогические и управленческие действия. По определению М.М. Поташника, «методическая работа это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, система взаимных мер действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, и, в конечном счете, - на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития школьников».

На основе закона «Об образовании» (1992 г.) в модернизации российского образования предусматривался учет в СПК конкретных педагогических затруднений педагогов и ориентация на индивидуальность и непрерывность самообразования. Ведущая идея для развития СПК это усиление ориентации на научную сферу. Предлагалось ИУУ реорганизовать в ИПКРО (институт повышения квалификации работников образования). В 1993 году Татарский ИУУ (ТИУУ) был реорганизован в ИПКРО РТ (институт повышения квалификации работников образования Республики Татарстан). Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы, разработанная ИОВ (институтом образования взрослых, в С.Петербурге, директор – академик В.Г. Онушкин), позволила по-новому осмыслить повышение квалификации работников образования. У нас были хорошие связи с этим институтом, были выпущены совместные научно-методические рекомендации для учителей.

Профессионализм и высокий научно-теоретический и научно-методический уровень сотрудников ИПКРО РТ позволял вести собственные научные исследования по актуальным проблемам развития образования. На основе вышеназванной Концепции и противоречия между необходимостью моделирования системы непрерывного образования учителей и отсутствием научных основ такого моделирования в практике деятельности ИПКРО РТ была подготовлена и защищена докторская диссертация «Научные основы функционирования модели непрерывного образования учителей в национально-региональных условиях Татарстана». Эффективность данной модели обеспечивалась включением на всех уровнях профессиональной подготовки учителя (методологической, методической, психолого-педагогической) научной и практико-ориентитрованной деятельности всех кафедр института.

На этапе расширения системы повышения квалификации перед институтом была поставлена задача о включении в состав кафедры еще одной – кафедры научных основ управления школой. Ранее этим занимался педагогический институт на ФПК (факультет повышения квалификации руководителей школ). Развитие системы повышения квалификации обеспечивалось новыми стратегическими целями. Региональные центры разработали проект концепции СПК (1993), в которой были обозначены 3 стратегические цели:

- гуманизация и гуманитаризация профессиональной жизнедеятельности педагогов ;

- развитие у специалистов способности к решению инновационных задач;

- обеспечение непрерывности педагогического образования.

В условиях новых целей и задач при модернизации образования возникла необходимость вывода методической работы на новый уровень - на уровень научно-методической работы, научно-исследовательской практики. «Научно-методическая работа – это новая практика образования, создающая единую систему взаимодействия педагогической науки и практики, позволяющая выявлять и создавать новое содержание и высокоэффективные технологии образовательного процесса, переносимые в опыт других образовательных учреждений, формирующая методологическую культуру учителя и способствующая обогащению интеллектуального фона жизнедеятельности коллектива педагогов и самой школы – это синтез двух процессов: научно-исследовательского и методического, направленного на развитие учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения (Н.А. Масюкова, Т.А. Бабкина).

И вновь я возвращаюсь к методическому аспекту повышения квалификации педагогических работников. Эти мысли звучат особенно актуально в свете требований к современному уроку, сформулированных М.И. Махмутовым, так как им впервые была отмечена методическая организация урока «Методическая организация урока соответствует системе дидактических принципов, направлена на формирование целостной системы научных, политехнических и профессиональных знаний, умений и навыков учащихся и обеспечивает решение дидактических задач урока».

Далее перед системой были поставлены новые цели и задачи научно-методической деятельности учреждений системы повышения квалификации:

1) создание творческого развивающего образовательного пространства повышения квалификации педагогов республики, включающего эффективную организацию методической и учебно-методической работы, продуктивное взаимодействие лекторского состава ИРО и учителей массовой школы в интересах повышения качества образования в республике, на основе использования образовательных и информационных технологий, обеспечивающих требования ФГОС ;

2) ценностно – смысловое ориентирование на технологическую и практическую подготовку педагогических кадров к работе в новых условиях введения ФГОС,

3) повышение уровня технологии методической культуры учителей и компетентности в условиях обновленных форм итоговой аттестации;

4) технологизация образовательного процесса в системе курсовой работы со слушателями на основе современных достижений психологии, педагогики, андрогогики и образовательных технологий.

5) оказание методической помощи по всем направлениям педагогической деятельности учителей и управленческой деятельности руководителей методических объединений.

Если нам удалось выполнить эти задачи в условиях ИПКРО, то это было благодаря Мирзе Исмаиловичу Махмутову. Педагог-теоретик, специалист по изучению Востока, академик Академии педагогических наук СССР, РАО и академии наук РТ, доктор педагогических наук, разработчик теории и практики проблемного обучения, автор книг для педагогов страны «Проблемное обучение», «Современный урок». Будучи министром и директором НИИ профтехпедагогики СССР, он часто выступал на курсах повышения квалификации перед учителями и руководителями школ.

Оглядываясь на многолетний опыт работы в системе повышения квалификации работников образования, можно отметить высокую потребность учителя в обновлении профессионального инструментария, которая вызывает к жизни педагогическую инноватику, как поиск и нахождение новых подходов, оригинальных концепций и нетрадиционных образовательных технологий.

Не случайно, М.И. Махмутов приложил много сил и энергии для повышения образовательного уровня учительства. Он постоянно твердил, что система повышения квалификации педагогов, в частности, программы в СПК должны охватить все новые документы, касающиеся школьной жизни, не только с ними знакомить, а изучать их и дать методику их реализации. А готовы ли сегодня к этому все сотрудники ИРО и готов ли сегодня учитель реализовать то, что он должен реализовать? Вопрос, требующий дискуссий. Справедливости ради отмечу, институты повышения квалификации в ряде регионов работают успешно, есть много интересных проектов. Да и наша система повышения квалификации достаточно много работает в этом направлении. И здесь огромная роль должна быть отведена кадровой политике: преподавательский состав институтов повышения квалификации следует специально взращивать посредством настоящих защит диссертаций, методологических семинаров и конференций, но обязательно практико-ориентированного характера.

Не забываются требования Мирзы Исмаиловича к сотрудникам института повышения квалификации, главными среди которых он считал отличное знание учебного предмета, знание школьной жизни и учителей, знание нормативных документов, регулирующих школьную жизнь, их создание и реализация в работе учителя, директора и т.д. Не перестаю удивляться тому, как человек, никогда не работавший учителем, учил учителей, как им работать, как говорить с родителями, как ученым писать просто и доходчиво для учителей. Мне думается, что настала пора ввести профессиональный стандарт педагога (методиста, преподавателя) для сотрудников учреждений системы повышения квалификации.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г.Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687