Общественная дипломатия академика М.И. Махмутова. История длиною в 90 лет

Сибгатуллина Ирина Фагимовна, д.пс.н. Профессор Института развития образования РТ (Казань, Россия),
Директор международных программ Института содействия
интеллектуальным интеграциям IFIE (Вена, Австрия)


Аннотация. В статье описываются научное наследие академика М.И. Махмутова, различные формы его научной деятельности и научные идеи, которые нашли отражение в трудах его учеников и оказали воздействие на развитие общественной дипломатии, педагогики, лингвистики, востоковедения, философии образования и интеллектуального потенциала общества.

Ключевые слова: общественная дипломатия, проблемное обучение, интеллектуальный потенциал общества, одареноведение, концепция диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных.


Public diplomacy of academician M.I. Makhmutov. A story in 90 years

Univ.-Prof. Dr.Dr. Irina F. Sibgatullina. Professor, The Institute of education development
of the Republic of Tatarstan (Kazan, Russia), Director of International Programs, Austrian Institute
to promote intelligent integration (Vienna, Austria)


Abstract. The article describes the scientific heritage of Academician MI Makhmutov, various forms of his research activities and scientific ideas that are reflected in the works of his students and had an impact on the development of public diplomacy, pedagogy, linguistics, oriental studies, philosophy of education and intellectual potential of society.

Key words: public diplomacy, problem-based learning, the intellectual potential of society, theory of giftedness, the concept of dyssynchrony mental development of intellectually gifted.


Милосердие Учителя не истощимо.
Оно обновляется с каждым новым учеником.


Введение. Для автора статьи научное наследие академика М.И. Махмутова является ценностью особого жизненного порядка. Это то, что называют жизненной Встречей. Диалоги с М.И. Махмутовым послужили истоком формирования моего научного мировоззрения, размышлений об общественной и дипломатической силе научной педагогики с точки зрения интеллектуального и культурологического аспектов развития человека. Неслучайным совпадением является то, что в дни празднования девяностолетия академика М.И. Махмутова я обратилась и к девяностолетней истории общественной дипломатии в России. Учение М.И. Махмутова отвечало и отвечает духу времени, в котором на первое место выходит понятие миропорядка и справедливости. Академик М.И. Махмутов как общественный дипломат внес значительный вклад в педагогику справедливости, ввел общечеловеческие критерии понятия справедливости и смысл в повседневную жизнь человека и миротворческую практику педагогов всего мира.

Академик М.И. Махмутов как общественный дипломат обозначил прямую зависимость благополучия общества и каждого человека от уровня образованности, менталитета, типа мышления личности и интеллектуального потенциала в целом.

В этом ключе свою особую миссию исполнили формы научной деятельности академика М.И. Махмутова, которые оказались способны внести свою лепту в формирование справедливого миропорядка в педагогике, лингвистике, востоковедении и философии образования как минимум в последние пятьдесят лет. Системообразующей и прогресссивной явилась ориентация научного учения М.И. Махмутова на возможность человека меняться на протяжении всей его жизни, познавая одновременно себя и мир во всех его проявлениях.

С этой точки зрения, например, теория и практика проблемного обучения М.И. Махмутова в любые времена имеет новое звучание. Проблемное обучение сегодня представлено в научном наследии М.И. Махмутова как технология познания происходящего в науках, обществе и конкретной личности. Используя свои немалые интеллектуальные, коммуникативные и лингвистические способности, академик М.И. Махмутов, первым в географическом пространстве СССР с середины семидесятых годов прошлого столетия, инициировал открытые методологические семинары, интегрирующие мнения представителей общественных, административных и научных структур. Махмутовские открытые семинары, где бы они не проходили: в региональных Академиях наук, на научно-практических конференциях, в министерствах образования или на его уютной домашней кухне, − были пространством единения интеллектуалов и подвижников в педагогике. Именно там, в спорах, рождались идеи соратников, последователей и учеников М.И. Махмутова, которые в последствии стали научными теориями в области прогрессивных технологий реализации проблемного обучения, педагогики и психологии развития одаренных, дидактических учений преподавания математики в школах и университетах, дидактическом инжениринге, теории критического мышления, деятельностных форм повышения квалификации учителей в системе последипломного педагогического образования в России, транскультурного сотрудничества ученых-педагогов и учителей–практиков в экспериментальных исследованиях и поиске смыслов жизнетворческой педагогики.

К 90-летнему юбилею Учителя ученики М.И. Махмутова написали книгу «Образование, устремленное в будущее» (2016), в которой каждый по-своему описал смыслы проблемного обучения для современного образования. В предисловии к книге ее главный редактор, профессор Д.М. Шакирова подчеркивает, что каждая часть книги отражает верность и приверженность учеников М.И. Махмутова к принципам проблемного обучения, их желания изменить реальную практику образования в прогрессивную сторону его развития. «Проблемы, обсуждению которых посвящен этот коллективный труд, возникли давно и не имеют простых решений, но для их поиска надо дать молодому поколению инструменты решения» (Д.М. Шакирова, 2016). Если учесть, что география профессиональной реализации учеников М.И. Махмутова необычайно разнообразна (практически все регионы современной Российской Федерации, Казахстан, Киргизстан, Белоруссия, Молдова, США, Австрия, Израиль, Канада, Испания и др.), то это значит, что учение М.И. Махмутова приобрело общественно-сетевую характеристику, свойственную общественной дипломатии. Если учесть разнообразие языков, на которых говорят ученики М.И. Махмутова, разнообразие культур, в которых они реализуют теорию проблемного обучения и другие учения М.И. Махмутова, то можно говорить о культурно-социальных связях педагогического учения как проявления общественной дипломатии в определенном профессиональном кругу.

Год за годом, шаг за шагом, следуя традиции, заложенной М.И. Махмутовым, педагоги разных регионов и стран осуществляют культурный и информационный обмен мнениями, научными подходами в области педагогических наук, стратегий качества образования. И ученые, и учителя всего мира стали практиковать открытые дискуссии на всех языках мира, чтобы соизмерить развивающий эффект педагогических технологий.

Одной из проблем образования во всем мире являются исследования образовательных достижений учащихся. Согласно данным по успеваемости учащихся, опубликованным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), существует перечень стран, которые до сих показывают неудовлетворительные результаты по чтению, математике и естественнонаучной грамотности. Среднее значение подобных показателей по данным 2015 года составило 11,6 %. Мне вспоминается одна из встреч с М.И. Махмутовым в 2002 в стенах Академии наук РТ, на которой он собрал молодых ученых и учителей, чтобы посоветоваться, как он дипломатично отметил, относительно показателей в измерениях качества обучения. Впервые тогда я услышала о значении интеграций разных систем образования в вопросе качества и результативности. Вопрос стандарта образования и качества мы обсуждали в терминах «обученности насколько?», «воспитанности насколько?», «развитости насколько?». Удивительным тогда было и то, что академик М.И. Махмутов предугадал даже цифры неудовлетворительных результатов обучения, прогнозируя, что рано или поздно это станет проблемой номер один. Для некоторых стран уже стало. Однако общей тенденцией стало и то, что образовательные достижения и неудовлетворительные результаты анализируются на самом высоком уровне не из-за соревновательных стремлений, а в миротворческих целях. К примеру, лидерами образовательного успеха по данным ОЭСР являются Китай 1,6% , Эстония 3,2% и Финляндия 5,3%. Эти вопросы очень волновали М.И. Махмутова. Он говорил, что не следует гордиться даже самыми низкими показателями по неудовлетворительным результатам, потому что смысл учения есть только положительный результат.

В последние годы жизни академиком М.И. Махмутовым была разработана современная научная методология формирования интеллектуального потенциала общества, представлены научно-экспериментальные данные о его состоянии и динамике, предложен научный алгоритм действий по поддержке и развитию одаренной молодежи, в аспекте формирования самоценности личности, внутренней смысловой устремленности на создание таких результатов познания, учения и труда, которые принесут равное благо и обществу, и отдельному человеку. Из диалогов с М.И. Махмутовым вспоминаются его рассуждения о значении человека для самого себя и во благо общества. В контексте современных культурных традиций Запада и Востока, дифференциации восточного и западного менталитета, интеграции архетипических, глубинных черт личности человека современности академик М.И. Махмутов снова и снова обращает внимание педагогов на суть и деяния человека.

Мне посчастливилось многократно обсуждать эти вопросы с Учителем. Рассуждая о значении мыслительного становления человека, он часто обращал внимание на значение культуры в формировании мышления и значении культуры мышления в становлении человека. Особая тема диалогов касалась соотношения дискурсивного (логического) и интуитивного в мыслительных процессах. Я спрашивала М.И. Махмутова: «Чему же отдать предпочтение в исследованиях?» Он отвечал, ориентируя мои научные схемы в определенное русло: «О дискурсивном много сказано. Об интуиции почти ничего!» Научный вектор определен. Это было лето 2004 года. Я уже была к тому времени доктором наук, но мы смеялись: может быть еще одну докторскую диссертацию написать?

Спустя 12 лет среди многочисленных и разноплановых научных поисков, связанных с исследованиями мышления, интеллекта, одаренности, мною изучаются соотношение и интуитивных, и дискурсивных компонентов мышления. Основной гипотезой является предположение о том, что наличие у субъекта диссинхронного (неравномерного) соотношения этих компонентов задает импульс творческого мышления, которое отличается высокой степенью новизны его результата. Это своеобразный циклический и одновременно скачкообразный процесс, не закладывающийся в строгую однозначную логическую схему традиционного культурного образования. В нем вступают в диалектически противоречивые взаимодействия интуиция и логика мышления, осуществляющие поиск нового и одновременно воспроизводящие и оперирующие уже имеющимися знаниями, так или иначе связанными с условиями интеллектуальной проблемы.

Вспоминается, как Мирза Исмаилович подсказал «заглянуть» в неклассические законы естествознания, а именно обратить внимание на закон нелинейных, открытых систем. Так появилось понимание, что нестандартное творческое мышление − это самоорганизующаяся система, обладающая, кроме прочих, признаками диссипативности и неравновесия.

Последствия развития этих признаков открытой системы мышления и ее среды могут быть самыми неожиданными и необычными. Природа интеллектуальной одаренности во многом этим и объясняется. На сегодняшний день в одаренноведении результаты этих открытых дискуссий представлены концепцией диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных.

Не менее значимыми стали для меня диалоги с академиком М.И. Махмутовым о значении культуры человека в становлении мыслительного.

Позиция М.И. Махмутова как общественного дипломата была в том рассмотрении диалектики, которое приводит к выводу о том, что мировая культура оказывает воздействие на мышление человека мира всей совокупностью элементов и является системой «особых» оценок личности в картинах видения мира, его символизирования и устойчивых культурных стереотипов. Обращаясь к качествам мышления через мировую культуру, человек осознает собственное развитие духовности, эмоционально-чувственные особенности, одухотворенность и интеллектуальность. То есть в мировой культуре всегда находит отражение мышление человека мира, а в мышлении − чувственное восприятие мира культуры.

Возвращаясь к рассуждениям о соотношении логического и интуитивного в мышлении, отметим, что, к сожалению, в психологии данное соотношение изучено недостаточно полно. Однако именно психология, а точнее психоанализ впервые обозначил необходимость изучения интуитивного как культурного компонента в пространстве сознательного и, особенно, бессознательного. М.И. Махмутов рекомендовал мне читать классиков психоанализа на немецком языке, которым, равно как и английским, и арабским языками, владел сам. Теперь я читаю и говорю на немецком языке и снова удивляюсь пророческим способностям Учителя.

Именно приобщение к мировой классике науки дало возможность выделить проблему взаимодействия интуитивного и дискурсивного мышления с разных точек зрения. Сейчас совершенно определенно можно сказать, что это взаимодействие носит не только философский характер (хотя именно этот аспект глубинно раскрывает философию духовной жизни и практической мыследеятельности человека), не только психолого-физиологический характер (хотя это способствует расширению наших знаний о механизмах творческого мыслительного процесса), но и психологический, так как это позволяет разрабатывать теоретические основы и практические методы специального воздействия, направленного на реализацию продуктивного сочетания интуитивных и дискурсивных компонентов культурного мышления.

М.И. Махмутов обращал внимание на то, что «рациональная» часть мировой культуры предполагает своим важнейшим звеном наличие мышления как способности человека мира познавать окружающую действительность и интегрироваться в ней. В связи с этим прогрессивное развитие культур видится в тенденции сделать мир более понятным, выстроить логичную картину окружающего внешнего мира и равновесную «гармонику» внутреннего мира человека. Собственно, идеи интеграционного образования, в философской своей сущности, которая сегодня является актуальной для стран Европы, использование принципа мультикультурализма/поликультурности в педагогике являются перспективными для педагогики, устремленной в будущее.

А главное место во внутреннем мире занимает мысль, как важный фактор жизни. Мысль может созидать, но может и разрушать, именно поэтому так важно постижение истинного понимания значения мысли для жизненного благополучия, для движения человека вперед. Эту общественно-дипломатическая мудрость М.И. Махмутов повторял нам не раз. Как не раз говорил о и том, что России всегда есть, чему научить педагогов мира.

В версии 2008 года Концепции общественной дипломатии РФ написано, что в рамках общественной дипломатии Россия всегда будет добиваться своего объективного восприятия в мире, развивать собственные эффективные средства информационного влияния на общественное мнение за рубежом, обеспечивать усиление позиций российских средств массовой информации в мировом информационном и научном пространстве, активно участвовать в международном сотрудничестве в информационной сфере, принимать необходимые меры по отражению информационных угроз ее суверенитету и безопасности.

Но еще раньше в 2005 году во вступительной статье к монографии «Мышление. Интеллект. Одаренность......» (Д.М. Шакирова, Д.Ш. Сулейманов, И.Ф. Сибгатуллина, 2005) М.И. Махмутов, рассматривая причины мирового культурного кризиса, указывает на множество внутренних и внешних причин, видимых и невидимых: «Видимые − в несвоевременных политических и экономических решениях, в слепом подражании чужому опыту. Невидимые причины надо искать в разнообразии культур и менталитете, в духовной сфере, в состоянии интеллектуального потенциала общества на рубеже двух столетий».

Размышляя об этом с академиком М.И. Махмутовым, в канун Нового 2008 года, мы пришли к выводу о том, что мировая культура и педагогика как ее отражение, не является свободной от функциональности. Обогащая мышление (особенно его интуитивные характеристики) и мир чувств человека, она развивает в нем восприимчивость к усвоению тех жизненных смыслов и значений, которые, собственно, и составляют его психологические ресурсы и требуются человеку в экзистенциальных ситуациях. Представляется, что по сути своей индивидуальные психологические ресурсы «отражают» важнейшие человеческие идеалы и ценности, которые часто утверждаются посредством этической и психологической оценки жизненных явлений. Так или иначе, больше или меньше, но ресурс мышления – это жизненный потенциал, и современная мировая педагогика может и должна ориентироваться на этот ресурс или его отсутствие.

Сейчас часто можно услышать о том, что мир изменился в одночасье. Но мир менялся всегда. Нынешний кризис дает миру уникальный шанс преобразиться, реализовать извечную мечту человечества о справедливом миропорядке. И этот шанс педагогике было бы непростительно упустить. В последней научной работе академика М.И. Махмутова «Мир ислама» новый мировой порядок представлен не после очередного глобального военного столкновения, как это всегда было в прошлом, а мирно — путем диалога и выработки взаимоприемлемых позиций Востока и Запада. На его взгляд, основами нового мироустройства могла бы стать справедливая экономическая модель, справедливая политическая модель взаимоотношений между государствами и обновленная система международных отношений, в которой не должно быть деления на большие и малые страны, на «хорошие» и «плохие» народы, на «правильные и неправильные» педагогики. Этот новый мир должен стать миром всеобщего доверия и уважения, партнерства и диалога.

Академику М.И. Махмутову исполнилось бы 90 лет и ровно 90 лет мир говорит друг с другом на языке общественной дипломатии. Мировое сообщество педагогов тоже выходит на стратегический масштаб общественной дипломатии.

В этом ключе свою особую миссию должна исполнить педагогика России, внести свою лепту в формирование справедливого миропорядка, в котором справедливость приобрела бы новое звучание и отвечала бы духу времени современного, времени, в котором человек предстал не только человеком развивающимся, но и человеком, «знающим» и «не знающим» границ мировой культуры, способным и не способным регулировать свое социальное поведение.

Память об Учителе заставляет соблюдать дистанцию от агрессивных споров о том, какая педагогика или система образования априори исключительна. Следуя дипломатическим качествам в высказываниях М.И. Махмутова, отмечу, что однозначного ответа быть не может.

Современный человек живет в поликультурном пространстве, что дает большой стимул для исследования разнообразия человеческого мышления в различных культурных традициях. В последнее время в науке и быту стало часто употребляться слово «ментальность», которое отражает специфику различных типов культур в их объяснении окружающего мира, понимании целей развития, основных ценностей. Востоковедческие труды академика М.И. Махмутова также «не обошли» эту тему.

Анализ особенностей познания и мышления в различных культурных средах, позволяет выделить три наиболее общие разновидности ментальности:

· «западный» − дедуктивно-познавательный тип, имеющий практическую направленность, который отражает в понятиях и суждениях окружающий мир;

· «восточный» тип интуитивного мышления, в большей части направленный на созерцание, духовное самосовершенствование, развитие внутреннего мира. Чаще использует в своем арсенале мифы и смыслообразы, нежели понятия;

· «традиционный образ» мышления ориентирован на предметное решение конкретных жизненных проблем, стоящих перед определенной этнокультурной общностью.

В разных культурах бытуют разные представления о мышлении. Мышление в рамках разных культур и даже одной и той же всегда одинаково, но воспринимается по-разному. Какая бы ни была разница между культурами, существует несколько сходных его аспектов. Представители европейской и американской культуры под этим термином понимают относительно устойчивую структуру умственных способностей индивида.

М.И. Махмутов не раз обращал внимание, что сущность этого понятия у представителей восточной культуры включает усердие, ответственность перед обществом, прогностичность и мудрость.

В определенном смысле, именно культурологическая обусловленность привела к появлению теорий интеллекта, учитывающих социальный и культурный контекст − ценности, нормы, систему верований, характеризующих конкретную этническую общность. Именно такое положение поставило вопрос измерения и определения уровня мышления для нужд педагогики.

Кросскультурные исследования разделяются на два подхода к проблеме: эксплицитные и имплицитные педагогические теории. Кросскультурные педагогические исследования привели к важному выводу о том, что теории мышления не являются точными без учета культурального окружения. Эксплицитные теории должны быть более четкими и разносторонними, чтобы учитывать все разнообразие кросскультурных различий. Результаты имплицитных исследований, подтверждающих мнение о мышлении как инструменте адаптации, говорят о необходимости более внимательного изучения роли социального компонента в его структуре.

Таким образом, культура мышления предполагает наличие у человека способности рационально и логично ставить и решать свои жизненные и общественные задачи, быть адекватным к себе, своей ментальности и происходящему в окружающем мире.

Несомненно, диалоги с академиком М.И. Махмутовым дали возможность определиться в многоликом пространстве понимания и значения мировой педагогики.

В определенном смысле, именно культурологическая обусловленность привела к появлению «местных» теорий интеллекта, учитывающих социальный и культурный контекст - ценности, нормы, систему верований, характеризующих конкретную этническую общность. Именно такое положение поставило вопрос измерения и определения уровня мышления.

Кросскультурные исследования разделяются на два подхода к проблеме: эксплицитные и имплицитные теории. Кросскультурные исследования привели к важному выводу о том, что теории мышления не являются точными без учета культурального окружения. Эксплицитные теории должны быть более четкими и разносторонними, чтобы учитывать все разнообразие кросскультурных различий. Результаты имплицитных исследований, подтверждающих мнение о мышлении как инструменте адаптации, говорят о необходимости более внимательного изучения роли социального компонента в его структуре.

Таким образом, культура мышления предполагает наличие у человека способности рационально и логично ставить и решать свои жизненные и общественные задачи, быть адекватным к себе и окружающему миру.

Несомненно, общественная дипломатия академика М.И. Махмутова дала возможность определиться в многоликом пространстве научных ориентаций мировой педагогики, установить свой путь общественной дипломатии в управлении международными образовательными проектами, которыми я занимаюсь последнее время, создавая институциональную модель содействия интеллектуальным интеграциям.

Возвращаясь к мысли о том, что в мировой культуре всегда находит отражение мышление человека, а в мышлении человека − чувственное восприятие мира культуры, отметим, что образование, во всей его многогранности способствует внутренней «равновесности» человека настолько, насколько он сам принимает полноту мироздания и заповеди веры, надежды, любви как истинных добродетелей души и общественной педагогической научной дипломатии Учителя с большой буквы.


Литература:

1. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - Казань, 1981.-305 с.

2. Махмутов М.И. Мир ислама. - Казань ЦИТ, 2006.-597 с.

3. Махмутов М.И. Основные направления трансформации национального образования РТ // Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений. - Казань, 2000. - С.15-18.

4. Шакирова Д., Сибгатуллина И., Дж.Сулейманов Дж. Мышление. Интеллект. Одаренность. Вопросы теории и технологии // Под ред. М.И. Махмутова, Казань ЦИТ, 2005. - 304 с.

5. Сибгатуллина И.Ф. Диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных... Докт. дисс. на соискание ученой степени., НОЦ. - Сочи, 2002.

6. Sibgatullina I. Resonante cokreation in der Sozialen Arbeit // Beitrage zur Internationalen russisch-deutschen wissenschaftlich-praktischen Konferenz, Lüdwigshafen am Rhein, 2011.

7. Sibgatullina I. Psychobiological and clinical aspects of «Resonante Cokreation» method // «Quo vadis (art) terapia?» International scientifical Congress of art therapists organized by the Institute for education in art therapy in cooperation with the Department of Art education and the Department of Psychology and Psychopathology, Faculty of Education, Comenius University in Bratislava, Slovakia, 15-16 April, 2011. P. 17.

8. Sibgatullina I. Psychoanalytical dimension of time in art // «Quo vadis (art) terapia?» International scientifical Congress of art therapists organized by the Institute for education in art therapy in cooperation with the Department of Art education and the Department of Psychology and Psychopathology, Faculty of Education, Comenius University in Bratislava, Slovakia, 15-16 April, 2011. P. 6.

9. Sibgatullina I., Schottenloer G., Grüssl S. Resonante cokreation // Ästhetische Methoden in der Sozialen Arbeit, Kazan, Lüdwigshafen, 20-24 september, 2011. 268-273 s.

10. Kuenst und Gestaltungtherapie als wirksame Bedingung für die Ausbildung von Psychologen // die Akademie der Bildenden Kuenste Muenchen, Aufbaustudium Bildnerisches gestalten und Therapie, Juni, 2011, Muenschen.

11. Sibgatullina I. Erfolgfaktoren für einen Tranferprojekt /Weiterbildung/ // Final konferenz des Projekts EDUPLAN, 26 Juni 2012. München. 11-17 s.

12. Sibgatullina I., Riabov O. Psychological effects of park «ritrit» under the natural conditions of megapolis // The 6th international Congress on Environmental Modelling and Software

13. IF Sibgatullina. Dyssynchrony mental development of technical specialties students / IF Sibgatullina, GY Israfilova // Materialy XI miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Wykształcenie i nauka bez granic – 2013». 07-15 grudnia 2013 roku. Volume 34. Psychologia i socjiologia. Politologija.: Przemysel. Nauka i studia. Str. 15-17.

14. Kunst(Art)-und-Gestaltungtherapie for support the rehabilitation of children // The National Scholarship Programme of the Slovak Repulic, April, 2013, Bratislava.

15. Sibgatullina, I., Ryabov O. Latent mechanisms of action park retreat on human (Social-Psychological Effects of Park Ritrit under the Natural Conditions of Megapolis) // 28th International Congress of Applied Psychology, Paris, France, 8-13 July 2014. P. 24-28.

16. Multikulturelle linguistische Integrations Ausnildung in Oesterreich // RBS-Privatinstitut zur foerderung der Intellektuelle Integration // September, 2015, Wien.

17. Irina F. Sibgatullina. Five steps of intellectual integration in the international development of specialized education // MULTIDIMENZIONALITA východisko rozvoja súčasnej špeciálnej pedagogiky. ZBORNÍK VEDECKÝCH PRÍSPEVKOV. 25. november 2015 Bratislava. P. 392-397.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г.Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687